Главная - Фундамент
Исследовательский проект проект по истории (7 класс) на тему. Темы проектов по истории. Исследовательские работы по истории Проект по истории оформление

Темы исследовательских проектов по истории

- профиль

История России

    Викинги и славяне: история взаимоотношений.

    Реальные и мифологические образы древнерусских князей.

    Герои русских былин и их реальные прототипы.

    Княжеские съезды XII–XIII в. и их реальное значение.

    Историческая реальность «Слова о полку Игореве», «Моления Даниила Заточника», «Поучения Владимира Мономаха» и др. произведений древнерусской литературы.

    Политический строй средневековых республик (Новгород, Псков).

    История христианизации восточнославянских территорий.

    История канонизации князей Бориса и Глеба.

    Русский средневековый монастырь как землевладелец и интеллектуальный центр.

    Международные связи Киевской Руси.

    «Влесова книга»: история фальсификации.

    Проблемы «феодализма» в трудах российских историков.

    Церковная реформа 1666 г.: причины и результаты.

    История сибирского старообрядчества.

    История старообрядческого книгопечатания.

    История старообрядческого пустынножительства.

    История старообрядческого предпринимательства (династии Морозовых, Рябушинских и др.).

    Старообрядческие самосожжения: мифы и реальность.

    Образы монархов XVIII столетия (Петра I, Екатерины II, Павла I) в отечественной публицистике XIX–ХХ в., школьных учебниках.

    Политический символизм: венчание на царство, коронационные торжества, инаугурации.

    Русская общественная мысль и поиски национальной идентичности (на примере произведений М.М. Щербатова, славянофилов и западников). Н.И. Новиков и русское масонство.

    Русские нелегальные и запрещенные издания XIX века

    Декабрист Г.С. Батеньков и его библиотека.

    Утопии места в русской народной культуре (легенда о Беловодье, граде Китеже, «земном рае»).

    Мое генеалогическое древо.

    Политический портрет членов «Избранной рады» (Сильвестр, А.Адашев и др.).

    Митрополит Макарий и Иван IV: а) становление политической доктрины Ивана IV; б) характеристика взаимоотношений.

    Иван Пересветов в русской политической мысли: типичен ли он?

    Психолого-исторический портрет Ивана Грозного (можно взять также других деятелей: А.Адашев, Сильвестр, митрополит Макарий, Борис Годунов и др.).

    Смута: «главные герои» (характеристика Лжедмитрия I и его окружения, Лжедмитрий II, лидеры сопротивления: М.В.Скопин-Шуйский, П.Ляпунов, К.Минин, Д.Пожарский).

    Причины раскола русской церкви в XVII веке.

    Мировоззрение старообрядцев.

    Личность и деятельность Патриарха Никона.

    Вожди старообрядчества XVII века: Аввакум, Иоанн Неронов, дьякон Федор - личность, деятельность, мировоззрение.

    Земледелие и расселение русских в Томском уезде XVII в.

    Колонизация Сибири в XVII -XVIII вв.

    Воспитание детей в семье Алексея Михайловича.

    Место Оружейной палаты в художественной культуре Руси.

    Личный вклад Петра I в реформы первой четверти XVIII в.

    Род дворян Демидовых во второй половине XVIII в.

    Деятели времени правления Екатерины II: А.Р.Воронцов, А.А.Безбородко, А.Г.Потемкин, А.В.Суворов, Н.А.Румянцев, Ф.Ф.Ушаков, Н.И.Новиков.

    Россия глазами М.М.Щербатова и А.Н.Радищева.

    Общественная жизнь провинциального города на примере сибирских городов.

    Рабочее движение в России в XVII-XIX вв.

    Общественные организации и органы самоуправления в периоды революционных кризисов.

    Изыскание путей сообщения.

    История техники в Сибири.

    Региональные центры управления.

    Эволюция волостного правления

    Александр I как дипломат.

    Региональные органы управления в формировании восточной политики России.

    Сибирь и Центральная Азия в исторической ретроспективе.

    Россия и страны Центральной Азии.

    Романовы в повседневной жизни.

    Воспитание детей в царской семье.

    Повседневная жизнь царской семьи в эпоху Александра I (по воспоминаниям и дневникам современников)

    Дворцово-парковые ансамбли Романовых.

    Александр I и Адам Чарторыйский: история «дружбы» по дневникам и письмам.

    Россия глазами иностранцев (XVI-XIX вв.)

    Европейская литература и русское общество во второй четверти XIX века.

    Европа глазами П.А. Толстого.

    Идея царской власти на Руси и ее обрядовое оформление в конце XV- первой половине XVI вв.

    Дипломатия и внешнеполитическая концепция Российского государства в XV-XVII вв.

    Политика России в Закавказье в первой трети XIX в. (по материалам Кавказской археографической экспедиции)

    Женское образование в Росси.

    Уставы российских университетов в XIX веке

    «Тургеневская девушка» или русский дворянин в поисках женского идеала.

    Русская женщина-дворянка в XVIII в. (по воспоминаниям, дневникам и письмам)

    Охота в жизни русского дворянства (XVIII-начало XX вв.)

    «Порядок» и «беспорядок» в представлениях посадского человека и государственной власти в XVII в.

    Русь и Литва глазами потомков и современников.

    Партия кадетов в 1905-1907 гг.

    Программа и тактика партии эсеров.

    Черносотенное движение в начале XX века.

    Русско-японская война 1904-1905 гг.

    Русская армия в первой мировой войне.

    Мемуары С.Ю. Витте как источник для изучения политической истории России начала XX века.

    Быт семьи Николая П.

    Источники по истории России в цикле романов А.И.Солженицена «Красное колесо».

    Россия и монархия в работах великого мыслителя русского зарубежья И.А.Ильина (1883-1954 гг.).

    Математические методы в истории.

    Особенности русской культуры.

    Личность П.А.Столыпина в романе А.И.Солженицена «Август четырнадцатого».

    «Народная монархия» Ивана Солоневича.

    Русская монархия в начале XX века.

    Социально-сословная структура России в начале XX в.

    Русская православная церковь в начале XX века.

    Курильские острова в русско-японских отношениях XVIII-XX вв.

    Особенности парламентской системы России начала XX века.

    Евразийская концепция Российской империи.

    Гражданское общество в России начала XX века.

    «Вехи» как поворот в мировоззрении российской интеллигенции.

    Высшая школа в России конца XIX - начала XX вв.

    Мемуары В.В.Шульгина как источник по истории России.

    Земское самоуправление в России.

    «Союз Михаила Архангела».

    Основные особенности русской цивилизации.

    Русская ментальность. Основные черты русского национального характера.

    Национальная политика П.А.Столыпина.

    П.А.Столыпин.

    Особенности российской имперской государственности.

    Правящий класс в России в начале XX века.

    Православные черты в русской духовности.

    Император Александр II. Освободитель или вешатель?

    Император Николай I как государственный деятель.

    Крестьянская реформа 1861 года в оценках современников.

    Понятие исторической альтернативы в историографической практике.

    «Россия и Запад» Н.Я. Данилевского. Типы и степени общественного развития.

    Русская интеллигенция и революция. (Веховская интерпретация).

    Народническая революционность как тип.

    Соотношение понятий «крепостничество» и «феодализм» в отечественной литературе.

    Реальный смысл самодержавности российского государства.

    Историческая хронология и историческая метрология. Число, счет и измерение как понятие культуры. Системы счета и представления о времени в различных культурных традициях. Вычислительные и измерительные устройства, приборы измерения веса, длины, объема, площади в русской исторической традиции. Правительственная политика в отношении мер и весов.

    Феномен игры в культуре. Азартные и коммерческие игры в быту различных сословий русского общества. «Русская рулетка». Гэмблинг. Образ игры в русской литературе и публицистике.

    Историческая география. Роль природной среды в социально-экономической, политической и культурной жизни русского общества.

    Быт и нравы русского общества. Категории труда, праздности и досуга в мировоззрении и жизненном укладе различных сословий русского общества.

    Досуговые и праздничные реалии провинциального города.

    Русское застолье и национальная кулинария.

    Налоговая система в Московской и Императорской России (и способы ухода от налогов)

    Тайная полиция в России XIX-начала XX в.

    А.П.Ермолов: военачальник, дипломат, политик

    Крымская война (1853-56 гг.)

    История Черноморского флота.

    Образ русского чиновника в публицистике и литературе

    И.А. Бунин: взгляд на русскую историю, русский народ, интеллигенцию и революцию.

    Городское самоуправление в России и Сибири.

    Дипломатический этикет: от Ивана III до Путина.

    Россия – родина терроризма. Народовольцы и «охота на царя».

    «Дубина народной войны»: партизанское движение в России в 1812 году.

    Сотрудничество с Наполеоном на оккупированных французами территориях России.

    Деятельность английской Московской компании в России (1554-1649): перспективы и пределы британского колониализма в отношении Московской Руси.

    «Золотая лихорадка» в Сибири (30-40-е гг. XIX в.)

    Народный фольклор (волшебные и бытовые сказки, легенды, былички, пословицы и поговорки) как исторический источник.

Тема проектная деятельность на уроках истории в условиях реализации ФГОС

Учитель истории МБОУ СОШ д.Старый Калкаш

Кутлушина З.С.


Метод проектов – это способы организации самостоятельной деятельности учащихся по достижению определенного результата.

Метод проектов ориентирован на интерес, на творческую самореализацию развивающейся личности


Учебный проект

Это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до ее воплощения, выполненный под контролем учителя.


Структура учебного проекта

Проект – это «пять «П»

Цель исследовательской работы:

1. Проблема ( постановка проблемы, компоненты которой требую решения)

2. Проектирование ( планирование деятельности)

3. Поиск информации ( сбор систематизация информации)

4. Продукт (изготовление, оформление продукта)

5. Презентация (выбор формы презентации, а также самооценка и самоанализ)

6. Шестое «П» проекта – его Портфолио (все рабочие материалы проекта, планы, промежуточные отчеты)

И.С. Сергеев.


  • Подготовка (формулирование темы и целей проекта);
  • Планирование (определение источников информации, формы отчета, распределение обязанностей в группе);
  • Исследование (сбор информации, решение промежуточных задач) ;
  • Оформление результатов и выводов;
  • Представление или отчет;
  • Оценка результатов и процесса

1. Подготовительный – планирование работы над проектом (этап обмена имеющими знаниями по теме, интересами) :

  • Высказывание пожеланий и возможных путей разрешения основных вопросов;
  • Обсуждение возникших идей;
  • Перечисление интересующих учащихся тем проектов;
  • Формулирование темы проекта для класса или группы учащихся

2. Аналитический ( этап исследовательской работы учащихся и самостоятельного получения новых знаний ):

  • уточнение намеченной цели и задач;
  • Поиск и сбор информации с помощью специальной литературы, средств массовой информации, сети Интернет
  • Обмен информации с другими лицами (учащимися, учителем, родителями и т.д.);
  • Интерпретация данных;
  • Сравнение полученных данных и отбор наиболее значимых

  • 3. Этап обобщения (этап структурирования полученной информации и интеграции полученных знаний, умений, навыков):
  • Систематизация полученных данных;
  • Построение обобщений логической схемы выводов для подтверждения итогов(в виде рефератов, видеофильмов, презентаций и т.д.)

  • 4. Презентация полученных результатов (этап анализа исследовательской деятельности):
  • Осмысление полученных данных и способов достижения результата;
  • Обсуждение и организация презентации, результатов работы над проектом (на уровне школы, района, и т.д.)

Виды проектов

1 . Классификация проектов по количеству участников:

  • Индивидуальные
  • Парные
  • Групповые

Виды проектов

2. Классификация проектов по доминирующей деятельности:

  • Исследовательский
  • Информационный
  • Ролевой (реконструкция и моделирование ситуаций, повседневная жизнь в эпоху первобытности, «оттепели», «застоя» и т.д.)
  • Творческий (разработать туристический маршрут, макетный образец крепости)

Виды проектов

3. Классификация по продолжительности

  • Мини – проекты могут укладываться в один урок
  • Краткосрочные проекты требуют выделения 4-6 уроков
  • Среднесрочные проекты выполняются в рамках проектной группы или индивидуально в течении нескольких месяцев
  • Долгосрочные проекты могут выполняться в течении года

Учитель берет на себя тьютерские функции:

  • Разрабатывает паспорт проекта, краткое описание, календарь работы;
  • Является консультантом на всех этапах проектной деятельности;
  • Предъявляет образцы самообучения в освоении нового материала(вместе с учеником «проживает» его проект)

  • Помогает ученику осуществлять самостоятельное исследование;
  • «человек, который задает вопросы» (организует обсуждение способов преодоления возникших трудностей, путем косвенных, наводящих вопросов);
  • учитель – координатор всего группового процесса
  • Является также экспертом, так как дает четкий анализ результатов выполненного проекта.

  • 5 класс – проект – рисунок «Орудия труда первобытного человека», информационные проекты «Развитие письменности в Древнем Риме», ролево – игрового «Охота древних людей», рассказ от имени земледельца Древнего Египта

Проектная работа по истории

Неизвестные герои Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. (на примере моих земляков)

Выполнила: ученица 8 класса

Кутлушина Язгуль

Руководитель: учитель истории

Кутлушина З.С.


Проектная работа по истории

Боец «невидимого фронта»

Выполнила:

ученица 5 класса Хайбуллина Ильнара

Руководитель:

учитель истории Кутлушина З.С .


Проектная работа по истории

Семь чудес света

Выполнила ученица 6 класса

Алиева Альбина

Руководитель Кутлушина З.С


Творческий проект по истории «Модная Европа(XVI-XVIIIвв.)»

Выполнили: ученики 7 класса

Галимова А., Хайбуллина И., Денисова Ю.

Приняла:учитель истории Кутлушина З.С.


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа д.Старый Калкаш им Араслангулова Б.К. муниципального района Стерлибашевский район Р.Б.

Выполнила: ученица 7 класса Галимова Элина.

Руководитель: учитель истории Кутлушина З.С.

На уроках истории использование проектного метода способствует осознанному изучению и закреплению нового материала у обучающихся. Процесс обучения строится на основе выполнения проектов по одной из выбранных тем. Тематика проектных работ столь разнообразна, что дает возможность реализации межпредметных связей. При изучении тем по истории России результатом проектной деятельности обучающихся является готовая компьютерная презентация, сайт, видеоролик. Презентации и проекты учащихся могут быть используемы учителем на уроках достаточно широко, как итог самостоятельного исследования, как формирование информационной компетенции, позволяют обучающимся развивать свои творческие способности, мышление.

Индивидуальный проект «История моего имени: Иван» в 5 классе

Руководитель:

Срок выполнения проекта : 2 недели.

Педагогические цели проекта:

  • включение в систему ценностных отношений подростка родственников, ушедших из жизни до его рождения;
  • глубокое знакомство пятиклассника с историей своей семьи на конкретных материалах;
  • установление связи между историей семьи и историей Отечества.

Практическая цель проекта: исследование вклада одного из предков обучающегося в историю России.

Вопросы проекта:

1. Почему меня назвали этим именем?
2. Почему это имя было самым популярным в моем роду в разных поколениях?
3. Какие события предшествовали этой семейной традиции?
4. Кто из моих предков носил это имя?
5. Какие важнейшие события в истории нашей страны происходили при жизни выбранного предка?
6. Какое участие он в них принимал?

Выходы проекта: творческая письменная работа «Семейные традиции моей семьи», презентационная программа Windows Movie Maker 2 (воспоминания бабушки, рассказы родителей о предке, подбор фотографий связанных с предком, семейных реликвий, мест города).

Аннотация и этапы работы над проектом . Семейная тематика – весьма тонкая и проблемная. В условиях распространенных социальных бед российской семьи не всегда представляется корректным озадачивать ребенка исследованием собственных семейных корней. Поэтому этот и все другие индивидуальные проекты должны быть исключительно результатом добровольного выбора самих учащихся. Таким образом, на первом этапе учитель предлагает обучающимся включиться в данный исследовательский проект. Вопросы проекта обозначаются как тема для разговора с родителями, бабушками, дедушками.

Первая неделя – этап сбора информации (устный рассказ, фотографии, документы из семейного архива, реликвии). К следующему уроку обучающийся должен выбрать и обосновать, какого предка и почему он выбрал для выполнения работы, и какова будет конкретная форма выхода проекта. Учитель должен обсудить с обучающимися и предстоящее выступление на презентации проекта, и отметить наиболее сильные и привлекательные стороны собранной информации, которые должны быть отражены в выступлении.

Вторая неделя – этап подготовки выхода проекта. Содержательно проект может быть оформлен в жанрах разной степени сложности. Простейший – сочинение по теме по плану, обозначенному любыми событиями 3-4 вопросами проекта, с иллюстрациями в виде фотографий. Более сложный предполагает создание хронологии из жизни семьи. По прошествии второй недели проводится презентация подготовленных проектов.

Технологическая карта

Работа учащихся

Консультации

Вводный этап. Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. Работа с материалами, поиск информации в Интернете, работа в библиотеке, формирование проектных групп, Ведение консультаций по технологии выполнения проектных работ по выбору тематики и жанров учебных проектов, источников информации. Помощь обучающимся в подборе индивидуального стиля проекта.
Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов Разработка структуры мультимедийной презентации «Иван. История моего имени», создание сценарного плана, отработка ключевых моментов в реферате «Семейные традиции моей семьи» Регулярные организационно-консультативные занятия по содержанию учебных проектов.
Обобщающий этап. Оформление результатов проектной деятельности Подготовка публичной защиты проектов Генеральная репетиция публичной защиты проектов. Доработка проектов с учетом замечаний.
Заключительный этап Защита проекта. Подведение итогов, анализ выполнения работы Обобщение материалов. Архивирование проектов.

Возможные формы презентации проекта: демонстрация видеоролика с последующими ответами на вопросы (3-4 мин.).

История моего имени

Меня зовут Иван, мне 11 лет. Когда я появился на свет, у родителей не было сомнений как меня назвать. Имя было мне дано еще до рождения. В 1901 году Якову Ситникову, моему прапрадеду посчастливилось в Царицыне, на пристани увидеть отца Иоанна Кронштадского. Русский народ еще при жизни почитал батюшку святым, и весь XX век в православных семьях хранились его портреты и труды. Дневник отца Иоанна, который называется «Моя жизнь во Христе», переписанный от руки, стал настольной книгой для моей прабабушки, Ситниковой Дарьи Яковлевны. Старших сыновей было принято называть в честь Иоанна Кронштадского. В 1922 году в семье моих прадедов родился сын Иван. Летом 1941 года Иван уходит добровольцем на фронт. Закончив курсы лейтенантов становится командиром разведвзвода. В 1943 году 10 месяцев проводит у партизан, в Белоруссии. Погиб Иван в марте 1945 года под Кенигсбергом. Так получилось, что следующим, кто носит имя Иван, стал я. Хотелось бы вырасти достойным такого имени. Моя мечта стать кинорежиссером и снять фильм об Иванах, в честь которых я назван.

Индивидуальный исследовательский проект «Святой благоверный князь Александр Невский – покровитель Волгограда» в 9 классе

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории.

Цели проекта: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына Волгограда и св. Александра Невского.

Выявлена значимость проекта.

Источниковой базой работы является жития святого благоверного великого князя Александра Невского, публикации документов, периодические издания. Были использованы книги по истории Русской Православной Церкви, об истории строительства храмов в Царицыне, об их уничтожении в Сталинграде и начале восстановления в Волгограде, об отдельных священнослужителях и православных людях города на Волге.

Объектом исследования стал Александро-Невский кафедральный собор в Царицыне и восстановление собора в современном Волгограде.

Время работы над проектом: декабрь-февраль 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 3 месяца.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • выделять главную мысль;

Мотивация к познанию, работе: личный интерес обучающегося, самореализация.

I этап: Вводный этап

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта.

II этап: Поисково-исполнительский этап. Сбор и систематизация материалов

Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта:

Введение.
Глава 1. Жизнеописание святого благоверного великого князя Александра Невского.
Глава 2.Образ Александра в литературе
2.1 Св. Александр Невский в русской поэзии народной и художественной.
2.2. Св. Александр Невский в суждениях и отзывах русских историков.
Глава 3. Собор Александра Невского в Царицыне
3.1. «Соорудить в Царицыне собор».
3.2. Собор в советские времена.
3.3. Второе рождение собора.
Глава 4. Памятник Александру Невскому.
Заключение.

III этап: Результаты и выводы.

Наше исследование показало, что тема научной работы «Святой благоверный Великий Князь Александр Невский – покровитель Волгограда» является актуальной для нашего времени, для нашего города.

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде доклада и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Участник проекта отвечал на поставленные вопросы, делился своими мнениями. Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета.

Тезисы проекта.

Интерес к личности Александра Невского возрос когда 12 сентября 2006 года в день города Волгоград был освящен с воздуха иконою святого князя Александра Невского. Я думаю, что многие тогда впервые узнали, что у нашего города есть небесный покровитель – благоверный князь Александр Невский, который бывая в Орде, посещал Нижнее Поволжье. В 2007 году исполняется 765 лет битве на Чудском озере, в которой проявился талант Александра Невского как полководца.

Цель: выяснить, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда.

Задачи: изучить биографию князя и найти взаимосвязь истории города Царицына-Волгограда и св. Александра Невского.

Актуальность: при проведенном социологическом опросе школьников нам удалось выяснить, что на вопрос: «Знают ли, почему св. Александр Невский является покровителем Волгограда?», 70% ответили – нет, 10% – затруднились ответить, 20% – да.

Есть деятели земли русской, которые становятся ангелами-хранителями своего народа, их защите приписываются счастливые события в случае избавления от разных бедствий. Князь с помощью дипломатии ограждал ее от разорительных набегов татаро-монгол, защищал Русь от западных захватчиков.

В XIX веке три российских императора носивших имя благоверного князя Александра Невского, за годы своего царствования утвердили исключительность его почитания как святого земли Русской. В 1918 году состоялось освящение собора св. благоверного князя Александра Невского, который стал украшением Александровской площади Царицына.

В советские времена в соборе размещалась автобаза. Собор взорвали в 1932 году. Огромная груда разбитого кирпича помогла ликвидировать отсталость Сталинграда по замощению улиц.

В боях за Сталинград образ святого князя помогал укреплять боевой дух наших солдат. В дни Сталинградской битвы был учрежден боевой орден Александра Невского. Первое награждение этим орденом состоялось за подвиг, совершенный в донских степях.

В Волгограде открыт памятник небесному покровителю Александру Невскому, который найдет вскоре свое окончательное место перед вновь восстановленным собором.

Наше поколение не должно забывать имя великого князя и сделать все для увековечивания его имени. В нашем городе любая улица достойна носить имя древнерусского полководца и государственного деятеля Александра Невского.

Список использованной литературы :

  1. Биографический словарь миссионеров Русской Православной Церкви. Автор-составитель священник Сергий Широков. М.: Изд-во «Белый Город», 2004.
  2. Бегунов Ю.К. Памятник русской литературы ХШ в. «Слово о погибели Русской земли». М – Л., 1965
  3. Дмитриев Л.А. Повесть о житии Александра Невского \\ История русской литературы Х1 – ХУП вв. М., 1985
  4. Житие Александра Невского. Подг. Текста, перевод и комм. В. Охотниковой \\ ПЛДР: ХШ век. М., 1981.
  5. Житие Святого Благоверного Великого князя Александра Невского \\ Жития и творения русских: Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской. М., 1993.
  6. Иловайский Д.И. История России. Становление Руси: Периоды Киевский и Владимирский. Князь Александр Невский. М., 1996
  7. Кирпичников А.Н. Александр Невский: между Западом и Востоком \\ Вопросы истории. 1996, « 11\12»
  8. Ключевский В.О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1986
  9. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России М., 1989г. С.144
  10. Хитров М. Святый благоверный великий князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание с рисунками, планами и картами. – М.: Панорама, 1991
  11. Материкин А.В. Собор Александра Невского. Страницы истории первого царицынского кафедрального собора. – В.: Издатель, 2004
  12. Иванов С.М., Супрун В.И. Православие на волгоградской земле: храмы Царицына-Сталинграда-Волгограда. Волгоград 2003
  13. «Труд-Волгоград» от 1 марта 2007г.
  14. «Деловое Поволжье» №4 февраль 2007г., «Волгоградская правда» от 20 февраля 2007г.
  15. «Деловое Поволжье» №7, февраль 2007г.
  16. «Первая газета» от 2 февраля 2007г.

Групповой проект «О гражданине Минине и князе Пожарском» в 7 классе

Руководитель:

Время работы над проектом: сентябрь-октябрь 2006-2007 уч.г.

Режим работы: 2 месяца.

– Изучить тему «Смутное время», требуемое учебным планом и образовательными стандартами. Но в том и прелесть и трудность предмета истории, что любая тема – это бесконечная мозаика событий, ситуаций, предметов быта, лиц, человеческих стремлений и амбиций, которая не только обучает, но и воспитывает.
– Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает любовь к Родине, гордость за свой народ, вынесший тяжкое бремя войны, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями, а, возможно, способствует зарождению начатков национальной идеи.
– В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, памяти, логического и критического мышления, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • вести поиск нужной информации.

Личный интерес обучающихся, самореализация

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. Что мы отмечаем 4 ноября? День народного единства. Если полистать школьные учебники, то мы не найдём в них подробной характеристики событий этого дня.
До сих пор день 4 ноября отмечался православной церковью как праздник Казанской иконы Божьей Матери, чьему заступничеству ополчение Минина и Пожарского обязано освобождением Москвы от поляков в 1612 году.
В 2005 году этот день стал государственным праздником. Чтобы понять его суть, обратимся к историческим истокам.
В работе рассказывается о победе над оккупантами и о единении перед лицом внешней опасности.
Уникальный в нашей истории случай – не по приказу «сверху», а своей волей организовались ополченцы гражданина Минина и князя Пожарского.
Память о героизме и искреннем патриотизме русских людей очень важна сегодня.

II этап: Поисково-исполнительский этап

Сделаны выводы и дан ответ на вопрос: « Почему 4 ноября мы отмечаем День народного единства?». Также обучающиеся выяснили, что в Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина.

IV этап: Презентация

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся, креативность, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России и во внеклассной работе.

Схема презентации:

Слайд 1 В 2005 г. у нас появился новый праздник – День народного единства. Вернемся на 400 лет назад, чтобы лучше понять его. В конце 1611 г. бедствия русской земли достигли крайнего предела. Враги всюду терзали Московское государство, разоряя и опустошая его. Фото, текст
Слайд 2 Поляки взяли Смоленск. А затем польский отряд сжег Москву и укрепился за уцелевшими стенами Кремля и Китай-города. Шведы заняли Новгород и выставили одного из своих королевичей кандидатом на московский престол. Первое дворянское ополчение под Москвой не смогло дать отпор захватчикам. Карта, текст
Слайд 3 Архимандрит Дионисий, игумен Троицкой обители, писал и рассылал по всему государству грамоты в которых призывал всех русских людей к Москве на избавление ее от врагов. В октябре 1611 г. одна из грамот пришла в Нижний Новгород, где была прочитана народу. Фото, текст
Слайд 4 И тогда к народу обратился всеми уважаемый земский староста по имени Кузьма Минин: «Православные! Пойдем же на помощь государству Московскому! Не пожалеем животов своих! Дело великое! Я знаю: только мы на что подвинемся, так и многие города к нам пристанут, и мы избавимся от иноплеменников!» Фото, текст
Слайд 5 Речь Козьмы Минина понравилась народу и стали просить его: «Будь ты нам старший «человек»! Отдаемся во всем на твою волю!» Фото, текст
Слайд 6 И тогда Минин рассказал нижегородцам про храброго воеводу Дмитрия Михайловича Пожарского. Фото, текст
Слайд 7 Выборные из горожан отправились просить князя Пожарского возглавить нижегородское ополчение. Князь отвечал им: «Рад я за Православную веру страдать до смерти. А Минин пусть ведает казной.» Фото, текст
Слайд 8 Тотчас после этого начался сбор денег. Козьма Минин прежде всех разделил свое богатство на три части и две из них с великой радостью принес в казну собираемую для воинов. Текст
Слайд 9 Потом и все горожане так сделали. Фото, текст
Слайд 10 Вскоре после того в Нижний Новгород собралась земская рать из различных русских областей. Когда нижегородское ополчение двинулось к Москве. К нему на пути стали присоединяться ополчения из других городов, и все одинаково подчинялись Минину и Пожарскому. Фото, текст
Слайд 11 И пошли они в Кострому, потом в Ярославль, Ростов и Переславль. Всюду на пути они уничтожали отдельные отряды поляков. Наконец ополчение подошло к Москве. И бились здесь мужественно и твердо, не щадя жизней своих. Фото, текст
Слайд 12 К середине октября 1612 г. польский отряд засевший в Кремле, остался без помощи. 22 октября (по новому стилю 4 ноября) после усердной молитвы перед Казанской иконой Божьей Матери русские войска пошли на приступ к передовым укреплениям Кремля. Текст
Слайд 13 Освободители вошли в Китай-город и выдвинули поляков его покинуть. Карта, текст
Слайд 14 Ополченцы шли на битву с иконой Казанской Божьей Матери. А победив. Дали обещание построить в память сего дня церковь во имя Казанской Богородицы. Икона, текст
Слайд 15 4 ноября произошел перелом не только в борьбе с завоевателями. Но и в настроении народа! Москва была освобождена. Пример сплоченности всего народа показанный ополчением Минина и Пожарского при освобождении Москвы, сейчас отмечается как День народного единства. Иллюстрация, текст
Слайд 16 26 октября 1612 года был взят Московский Кремль. Польский гарнизон капитулировал. Фото, текст
Слайд 17 Весь московский люд вышел приветствовать своих освободителей Фото, текст
Слайд 18 Освободив Москву от поляков Пожарский и Минин поспешили приступить к избранию царя. Которое должно было навсегда спасти от смуты Московское государство. В 1613 г. был избран царь Михаил Федорович Романов. текст
Слайд 19 Потомки не забыли великие заслуги Минина и Пожарского. В 1818 г. в Москве на Красной площади был воздвигнут бронзовый памятник скульптура Мартоса. Фото, текст
Слайд 20 В Кировском районе Волгограда в 1951 году появилась улица имени Дмитрия Пожарского, а в 1960 году улица имени Кузьмы Минина. текст

Использованные материалы:

Литература : П.Полевой «Иллюстрированные рассказы из отечественной истории», «Астрель» АСТ 2000 год (по изданию 1892 года)
Картины :
Ходов В. «Призыв Минина к нижегородцам»
Савинский В. «Нижегородские послы у князя Дмитрия Пожарского.1611 г.»
Кившенко А. «Воззвание Козьмы Минина к нижегородцам»
Скотти М. «Минин и Пожарский»
Смолин А. «Минин и Пожарский»
Лисснер Э. «Изгнание польских интервентов из Московского Кремля»
Музыка :
Ансамбль «Иван-чай» «Песня-слава Земле Русской»
Интернет-ресурсы :
www.uznay-prezidenta.ru

Тема проекта: «Подвиг любви бескорыстной» в 8 классе

Руководители: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н., учитель русского языка и литературы.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели: изучить тему «Восстание декабристов

Для воспитания эта тема благодатна. Она воспитывает чувство долга, ответственности, учит сопереживанию и сопричастности с минувшими событиями.

Учебная проектная деятельность обеспечивает развитие различных компетентностей учащихся.

Тип проекта: информационный, учебный.

Время работы над проектом: около 2-х месяцев.

Режим работы: уроки и внеурочные занятия.

Обеспечение проекта:

Учебники и учебные пособия по истории разных авторов, энциклопедии, справочники, монографии по теме, ресурсы “Интернет”.

ЗУНы, необходимые для работы в проекте:

Умение работать в информационном поле, используя дополнительную литературу, умение осмысливать, структурировать информацию, связывать её с прежними знаниями, находить ей место в канве урока.

Мотивация к деятельности: сама учебная проектная деятельность, интерес к её результатам, желание реализовать себя в общем деле, а также интерес к изучаемому материалу.

Предполагаемые приращения: новая, дополнительная, ранее не использовавшаяся информация по данной теме, добытая самими учащимися и примененная ими на уроке; умения осуществлять учебную проектную деятельность; личностные компетентности учащихся.

Методика учебного проекта по истории предполагает, на наш взгляд, осуществление ряда этапов учебной деятельности.

I. Вводная часть

Для запуска проекта учителями была проведены уроки истории по теме «Восстание декабристов» и литературы «Н.Некрасов «Русские женщины» с целью погружения в тему и в проектную деятельность.

II. Проблематизация

III. Постановка учащимися их цели – проблемы

В ходе обсуждения пришли к идее изучать тему, выполняя учебный проект.

IV. Попытались представить, спланировать, какой результат мы получим. Предположили, что тема «Восстание декабристов» должна получиться ярче, полнее, интереснее, чем в учебнике.

V. Мысленный, идеальный результат позволил наметить шаги – задачи по реализации цели:

  • нужно было определить, на какие части будет делиться проект;
  • в ходе обсуждения их наметилось две: «Портретная галерея жен декабристов»; что заставило этих женщин пойти в Сибирь (на примере Трубецкой Екатерины Ивановны).

IV. Началась основная работа над проектом – поисково-исследовательская деятельность: сбор материалов, его осмысление, структурирование, оформление. В ходе работы встали проблемы и перед учителем. Требовались консультации, работа вышла за рамки уроков.

V. Оформляли и продукт проектной деятельности – мультимедийную презентацию и сайт «Подвиг любви бескорыстной».

VI. А затем состоялась презентация нашего учебного проекта

Слайд 1 Декабристы... Почти все они были очень молоды.
Однако, охваченные патриотизмом и любовью к Родине, твердой поступью вышли они 14 декабря 1825 года на Сенатскую площадь с протестом против крепостничества и произвола самодержавия.
Фото, текст
Слайд 2 По приказу Николая I восстание было подавлено.
Более 600 человек арестовано.
Николай I лично участвовал в допросах.
Суд над декабристами происходил при закрытых дверях.
Фото, текст
Слайд 3 В Петропавловской крепости были повешены пятеро осужденных декабристов:
Кондратий Рылеев, Павел Пестель, Сергей Муравьев-Апостол, Петр Каховский и
Михаил Бестужев-Рюмин.
Фото, текст
Слайд 4 Это были суровые и мрачные этапы.
Рудники, Читинский каторжный острог,
тюрьма Петровского завода
и затем разбросанные по необъятным сибирским просторам заснеженные медвежьи углы.
За осужденными декабристами последовали в Сибирь их жены, невесты, матери и сестры.
Фото, текст
Слайд 5 Екатерина Ивановна Трубецкая первой отправилась вслед за мужем в Сибирь.
Она была дочерью знатного француза И.С. Лаваля.
Мать Екатерины Ивановны владела большим медеплавильным заводом, золотым прииском и несколькими имениями.
Сергей Трубецкой и Екатерина познакомились в Париже.
Князь происходил из родовитой семьи.
Во время войны 1812 года он прославил свое имя в боях при Бородино. Они обвенчались в Париже в маленькой церкви
при русском посольстве и вскоре вернулись в Петербург
Начались четыре года счастья. Сергей Трубецкой отличался добрым, спокойным характером, "имел просвещенный ум",
был всеми любим и уважаем.
Екатерина Ивановна страстно его любила и была счастлива с ним.
Поэтому после его ареста Екатерина Ивановна направляет Николаю I просьбу о разрешении разделить участь мужа.
Фото, текст
Слайд 6 Трубецкая с трудом добилась аудиенции у царя. Николай I был зол.
– Поймите, мадам, то, что вы задумали, – безрассудство! Зачем вам каторжник
Трубецкой?!
– Простите, Ваше Величество, но Сергей Трубецкой – мой муж, и разлучить нас может лишь смерть. Я должна ехать к нему… в Сибирь.
– Как только вы пересечете Урал, то сразу же потеряете все дворянские привилегии. Вам придется навсегда распрощаться с титулами, доходами, поместьями!
– Ваше величество, я должна быть с мужем…
Царь выдал ей письменное разрешение, но гнев его не знал границ...
Фото, текст
Слайд 7 Трубецкая сняла домик на руднике. В декабрьскую стужу, когда заключенных
гнали на работу, она передала им все теплые вещи, даже тесемки от своих
меховых сапожек – пришила их к шапке-ушанке одного из каторжников.
Трубецкая покупала на свои деньги для заключенных продукты, писала от их имени письма домой.
Много ей пришлось тогда пережить.
Но духом она никогда не падала; на душе было светло, радостно: она снова с мужем!
Фото, текст
Слайд 8 11 женщин, молодых, богатых, знатных, отказались от светской жизни, роскоши и отправились в далекую, суровую Сибирь, чтобы делить со своими мужьями изгнание, поддержать в них мужество и волю к борьбе.
Женам декабристов пришлось преодолеть сопротивление родных, задержки и преграды на пути, тяжесть зимней дороги, сибирский холод и одиночество.
Как же надо было любить и верить, чтобы вынести все эти испытания!
Текст
Слайд 9 Фото Трубецкой Е. И.; Фото
Слайд 10 Фото Волконской М.Н.; Фото
Слайд 11 Фото Давыдовой А.И.; Фото
Слайд 12 Фото Ивашевой К.П.; Фото
Слайд 13 Фото Муравьевой А.Г.; Фото
Слайд 14 Фото Нарышкиной Е.П.; Фото
Слайд 15 Фото Розен А.В.; Фото
Слайд 16 Фото Фонвизиной Н.Д.; Фото
Слайд 17 Фото Юшневской М.К. Фото
Слайд 18 «Пленительные образы! Едва ли
В истории какой-нибудь страны
Вы что-нибудь подобные встречали:
Их имена забыться не должны…» Н. Некрасов
текст

Использованные материалы:

Литература : Н.А.Некрасов «Русские женщины»
Портреты :
Трубецкой Е. И.;
Волконской М.Н.;
Давыдовой А.И.;
Ивашевой К.П.;
Муравьевой А.Г.;
Нарышкиной Е.П.;
Розен А.В.;
Фонвизиной Н.Д.;
Юшневской М.К.
Музыка :
К кинофильму «Звезда пленительного счастья», музыка Исаака Шварца, слова Булата Окуджавы.
Интернет-ресурсы :
http://ru.wikipedia.org/wiki
www.wild-mistress.ru/wm/wm.nsf/bydates/2008-05-01-970051.html

Индивидуальный проект «Символизм Троицы Андрея Рублева» в 10 классе

Руководитель: Ивахненко В.Е., учитель истории, Бабкина А.Н. учитель русского языка и литературы.

Время работы над проектом: один месяц.

Образовательные, воспитательные и развивающие цели:

    изучить тему «Русская культура XIV-XV вв.», требуемое учебным планом и образовательными стандартами;

    сформировать представление об особенностях русской культуры изучаемого периода;

    исследовать замысел “Троицы”

Задачи:

Определить

  • понятие;
  • сюжет;
  • иконографию;
  • композицию;
  • символику цвета;
  • символику описательных деталей.

В процессе проектной деятельности осуществляется дальнейшее развитие учащихся, их эмоциональности, речи, других творческих способностей. Таким образом, учебная проектная деятельность должна обеспечить развитие различных компетентностей учащихся.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение определенными знаниями по истории, литературе;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • навыки работы с персональным компьютером, работы в internet;
  • вести поиск нужной информации.

Работа над проектом была разбита на пять этапов:

I этап: Вводный этап.

Установочное занятие; цели, задачи проектной деятельности, примерная тематика и жанр будущего проекта. В предшествующих Рублеву композициях Троицы Ветхозаветной изображались палаты Авраама, дуб Мамврийский, помещался стол с несколькими предметами на нем, в произведения включались фигуры Авраама и Сарры, иногда сцена заклания тельца. Внимание акцентировалось на пиршеском угощении Авраамом.

II этап: Поисково-исполнительский этап.

Сбор и систематизация материалов.
Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется структура проекта.

III этап: Результаты и выводы

В «Троице» Рублева в полном безмолвии восседают вокруг стола с чашей три златокрылых ангела. По сути, в иконе Рублева нет сюжета. Дом, скала, дуб в верхней части композиции лишь отдаленно напоминают не о сюжете, а о месте явления. В известную иконографическую схему вместилось новое содержание.
Круг основная композиционная тема «Троицы». Незримый круг очертил фигуры ангелов. Всюду повторы плавных круглящихся или их зеркальных отражений, согласованность которых производит почти музыкальный эффект.
Композиционный центр иконы – чаша. К ней направлены движения рук, проявляющие волю лиц Троицы. На чашу указует средний ангел. Она выражает идею искупительной жертвы Христа.
Средний ангел в вишневом хитоне и голубом плаще. И символика цвета, и нашивной знак на одежде помогают узнать в средней фигуре Христа. Он указует на чашу, согласно склонив голову к отцу. Запечатлен величественный момент Предвечного Совета.
Бог-отец (левый ангел) предопределяет чашу страданий.
Дух святой (правый ангел) утверждает непреложность жертвы. Принято единое решение: спасти человека ценою крестной жертвы Христа. «Так постепенно вводит иконописец в глубину тайны искупления, открывает миру, что любовь божественная есть любовь жертвенная».

IV этап: Презентация

Результаты работы были представлены на обсуждение в виде буклета и мультимедийной презентации.

V этап: Оценка результатов

Учитель оценивает усилия учащихся, качество использования источников, качество отчета. Кроме того, презентация может использоваться на уроках истории России, Основ православной культуры и во внеклассной работе.

Использованные материалы:

  • Детская энциклопедия “Искусство”, издательство Аванта
  • Преподавание истории в школе 1997г. Издательство “Школа-пресс”
  • Искусство 1969г. Издательство “Просвещение”

Возраст учащихся: 11 класс.

Время работы над проектом: январь-февраль 2004 г.

Режим работы: 16 учебных часов.

Материально-техническое и учебно-методическое оснащение: персональный компьютер, сканер, монитор, школьная и районная библиотеки.

ЗУН и обще учебные навыки:

  • владение письменной и устной речью;
  • владение определенными знаниями по истории, информатике;
  • умение работать с информационным текстом, дополнительной литературой;
  • выделять главную мысль;
  • вести поиск нужной информации;
  • использовать множество дидактических приемов

Мотивация к познанию, работе: личный интерес учащихся, самореализация.

Знания, на получение которых нацелен результат проекта: знания по истории России, использование наработанных материалов в качестве методического пособия для овладения современными навыками информационных технологий.

Развитие навыков:

  • самостоятельной работы с историческими источниками, информационными технологиями;
  • самостоятельного принятия решения;
  • коммуникативности в ролевом взаимодействии, обмене информацией;
  • мыслительной деятельности при проектировании, планировании деятельности, работе с источниками информации, структурировании информации.

Работа над проектом была разбита на шесть этапов:

I этап: Подготовка

Учащимся предлагается подготовить методическое пособие для учащихся в помощь по изучению данной темы. Методическое пособие должно познакомить с причинами и поводом к войне, ходом боевых действий, подвести итоги войне. В заключении учащимся предлагается представить на просмотр работу в виде электронного ресурса. Определяется тема и цели проекта.

II этап: Планирование

Определив задачи, учащиеся делятся на четыре группы:

  • 1 группа (2 человека) занимаются изучением причин Русско-японской войны;
  • 2 группа (5 человек) ход боевых действий на суше и море;
  • 3 группа (2 человека) подводят итоги;
  • 4 группа (2 человека) соединяют все «продукты» вместе.

В ходе разбора и обсуждения проекта вырабатывается план действий, проводится анализ существующего положения. Что уже есть и что нужно было бы сделать? Создается банк идей и предложений. На протяжении всей работы учитель помогает в постановке цели, корректирует работу.

III этап: Исследование

Варианты выполнения проекта сопровождаются рисунками, схемами, картами боевых действий. Собирается и обсуждается информация по теме. После совместного обсуждения выбирается базовый вариант. Учитель помогает составить план действий. Составляется технология изготовления проекта. Учитель корректирует последовательность технологических операций в каждой группе.

IV этап: Результаты и выводы

Учащиеся, выбрав оптимальные технологии изготовления, представляют презентации работ, анализируют собранную информацию, формируют выводы. Вся работа ведется под наблюдением учителя.

V этап: Презентация

На уроке истории презентуется работа перед обучающимися всего класса. В итоге получилась обучающая программа по истории Русско-японской войны (1904-1905 г.). Она включает в себя карты, схемы боев, иллюстративный и справочный материалы, видеоматериалы, тесты по теме.

VI этап: Оценка результатов

Заключение

Разработка данного проекта – это путь к саморазвитию личности. Через осознание собственных потребностей, через самореализацию в предметной деятельности. Помимо работы с конкретной темой предлагается широкий спектр личностных коммуникативных связей с ребятами в группе, с педагогами. Через творческий процесс происходит полное и глубокое удовлетворение от содеянного. В процессе работы происходит развитие творческой активности, определяется социальная позиция ребенка, воспитываются патриотические чувства.

Использованные материалы:

Детская энциклопедия «История России. ХХ век», издательство Аванта
Преподавание истории в школе 1997г. Издательство “Школа-пресс”
http://ru.wikipedia.org/wiki
rjw.narod.ru

Информация для студентов группы Л - 1, Р - 1, Ю -21, М - 21.

В конце семестра вам предстоит пройти итоговую аттестацию по истории.

Обязательное условие - отчет о проектно - исследовательской работе.

    Напоминаю вам:

    что такое проектно - исследовательская работа,

    как надо работать над проектом,

    как надо оформлять отчет о проектно - исследовательской деятельности,

    как подготовить презентацию к докладу.

    Предлагаю примерные темы проектно - исследовательской работы.

Проектно-исследовательская работа (ПИР).

1. По доминирующему в проекте методу или виду деятельности ПИР бывают:

    творческие,

    информационные,

    поисковые.

2. По признаку предметно-содержательной области:

    монопроекты (в рамках одной области знания - история),

    межпредметные проекты (литература, обществознание, история искусства, МДК).

3. По количеству участников проекта:

    индивидуальный.

4. По продолжительности проекта:

    средней продолжительности,

    долгосрочные.

5. По результатам:

  • презентация к докладу.

По содержательной специфике:

    Информационный проект (с элементами поискового, творческого)

Направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.

    Творческий проект (как приложение к информационному) - п роизведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства.

Этапы проектно - исследовательской деятельности:

    постановка цели;

    выявление проблемы, противоречия, формулировка задач;

    обсуждение возможных вариантов исследования, выбор способов;

    самообразование при помощи преподавателя;

    продумывание хода деятельности, распределение обязанностей;

    исследование: решение отдельных задач, компоновка;

    обобщение результатов, выводы;

    анализ успехов и ошибок, коррекция.

Таким образом, проект – это “пять П”:

    Проблема

    Проектирование (планирование)

    Поиск информации

    Продукт

    Портфолио, т. е. папка, в которой собраны все материалы проекта.

Стадии работы над проектом.

Стадия работы над проектом

Деятельность обучающихся

1. Подготовка

Определение темы и целей проекта, его исходного положения.

Обсуждают тему проекта с учителем и получают при необходимости дополнительную информацию. Определяют цели проекта.

2. Планирование

а) Определение источников необходимой информации.

б) Определение способов сбора и анализа информации.

в) Определение способа представления результатов (формы проекта).

г) Установление процедур и критериев оценки результатов проекта.

Формируют задачи проекта. Вырабатывают план действий. Выбирают и обосновывают критерии проектной деятельности.

3. Исследование

1.Сбор и уточнение информации.

2.Выявление и обсуждение проблем, возникших в ходе выполнения проекта.

3.Выбор оптимального варианта хода проекта.

4.Поэтапное выполнение исследовательских задач проекта.

Поэтапно выполняют задачи проекта.

4. Выводы

Анализ информации. Формулирование выводов

Выполняют исследование и работают над проектом, анализируя информацию. Оформляют проект.

5. Защита проекта и оценка его результатов

Подготовка отчета о ходе выполнения проекта с объяснением полученных результатов.

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого.

Представляют проект, участвуют в его коллективном самоанализе и оценке.

Виды презентаций проектов:

    доклад с презентацией.

Основные принципы разработки учебных презентаций.

1. Оптимальный объем.

Наиболее эффективен зрительный ряд объемом не более 8 – 20 слайдов. Презентация из большего числа слайдов вызывает утомление, отвлекает от сути изучаемых явлений.
2. Доступность.

Нужно обеспечивать понимание смысла каждого слова, предложения, понятия, раскрывать их, опираясь на знания и опыт слушателей, использовать образные сравнения.
3. Разнообразие форм.

4. Учет особенности восприятия информации с экрана.

Различные виды наглядности. Необходимо чередовать статичные изображения, анимацию и видеофрагменты.
5. Занимательность.

Включение (без ущерба научному содержанию) в презентации смешных сюжетов, мультипликационных героев оживляет занятие, создает положительный настрой, что способствует усвоению материала и более прочному запоминанию.
6. Красота и эстетичность.

Немаловажную роль играют цветовые сочетания и выдержанность стиля в оформлении слайдов, музыкальное сопровождение. Наглядность строится не на отвлеченных понятиях и словах, а на конкретных образах, непосредственно воспринимаемых зрителями.
7. Динамичность.

Необходимо подобрать оптимальный для восприятия темп смены слайдов, анимационных эффектов.

Создание презентации состоит из трех этапов:
I. Планирование презентации – это многошаговая процедура, включающая определение целей, изучение аудитории, формирование структуры и логики подачи материала.
II. Разработка презентации – методологические особенности подготовки слайдов презентации, включая вертикальную и горизонтальную логику, содержание и соотношение текстовой и графической информации.
III. Репетиция презентации – это проверка и отладка созданной презентации.

Требования к оформлению презентаций.


1. Оформление слайдов.

Соблюдайте единый стиль оформления
Избегайте стилей, которые будут отвлекать от самой презентации.
Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).
Для фона предпочтительны холодные тона
2. Использование цвета.
На одном слайде рекомендуется использовать не более трех цветов: один для фона, один для заголовка, один для текста. Обратите внимание на цвет гиперссылок (до и после использования).
3. Анимационные эффекты.
Используйте возможности компьютерной анимации для представления информации на слайде. Не стоит злоупотреблять различными анимационными эффектами, они не должны отвлекать внимание от содержания информации на слайде.
4. Содержание информации.
Используйте короткие слова и предложения.
Заголовки должны привлекать внимание аудитории.
Расположение информации на странице
Предпочтительно горизонтальное расположение информации.
Наиболее важная информация должна располагаться в центре экрана.
Если на слайде имеется картинка, надпись должна располагаться под ней.
Избегайте сплошной текст. Лучше использовать маркированный и нумерованный списки
5. Шрифты.
Для заголовков – не менее 24. Для информации не менее 18.
Нельзя смешивать разные типы шрифтов в одной презентации.
Для выделения информации следует использовать жирный шрифт, курсив или подчеркивание.
Нельзя злоупотреблять прописными буквами (они читаются хуже строчных).
6. Способы выделения информации.
Следует использовать рамки; границы, заливку, штриховку, стрелки; рисунки, диаграммы, схемы для иллюстрации наиболее важных фактов.
7. Объем информации.
Не стоит заполнять один слайд слишком большим объемом информации: люди могут единовременно запомнить не более трех фактов, выводов, определений. Не полностью заполненный слайд лучше, чем переполненный.
Наибольшая эффективность достигается тогда, когда ключевые пункты отображаются по одному на каждом отдельном слайде.
Делайте слайд проще. У аудитории всего около минуты на его восприятие.

Примерные темы рефератов по истории Отечества.

    Образование государства у славян. Основные черты раннефеодального государства.

    Принятие христианства на Руси.

    Феодальная раздробленность Киевской Руси и ее последствия.

    Развитие феодализма на Руси. Начало закабаления крестьян в 15-16 веках.

    Основные этапы экономического развития Руси в 10-17 веках.

    Политический портрет Ивана Ш.

    Формирование русского централизованного государства в 14-16 веках.

    Эпоха Ивана Грозного.

    Внешняя политика Московских правителей в 15-16 веках.

    Русская церковь в объединительном процессе и политической борьбе в 14-15 веках.

    Смута 17 века, причины, участники, основные события, последствия.

    Политический портрет Бориса Годунова.

    Становление династии Романовых. Первые Романовы внутренняя и внешняя политика (17 в.).

    Основные черты крепостнической системы хозяйствования Руси 17 века. Складывание всероссийского рынка.

    Крестьянская война под предводительством Степана Разина.

    Церковный раскол 17 века.

    Эпоха Петра 1.

    Россия во второй половине 18 века. Эпоха Екатерины Второй.

    Крестьянская война под предводительством Емельяна Пугачева.

    Выдающиеся политические деятели 18 века (по выбору).

    Два периода внутренней политики Александра 1.

    Внешняя политика Александра 1 в 1801 -1812 гг.

    Декабристы и их время.

    Политический портрет (биографии на выбор). М. М. Сперанский, А. Е. Чарторыйский, В.П. Кочубей, А.А. Аракчеев, М.И. Кутузов, П.И. Багратион, Н.М. Карамзин, А.И. Герцен, С. С. У варов, К.В. Нессельроде, А.М. Горчаков, А.Х Бенкендорфф, братья Тургеневы, М.В. Петрашевский, Г.Н. Грановский, К. и А. Аксаковы, А.С. Хомяков, И.Б. Киреевский.

    Отечественная война 1812 года.

    Общественно-политические движения в России во второй четверти 19 века.

    Политический портрет Николая 1.

    Феномен П.П. Чаадаева: один против всех.

    Культура России в 19 веке.

    Крестьянская реформа и судьба пореформенного крестьянства конца 19 века.

    Позиции крепостников, либералов и революционных демократов в крестьянском вопросе в конце 19 века.

    Земская, городская, судебная и военная реформы 60-70-х гг. 19 века и их историческое значение.

    Народничество: идеология, основные направления, этапы деятельности "Народная воля", убийство Александра Второго.

    Политический портрет (биография на выбор): К.П. Победоносцев, Т.Т. Лорис - Меликов, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин, Н.Г. Чернышевский.

    Развитие капитализма в России в конце 19 века.

    Из истории развития железнодорожного транспорта в России, конец 19 -го начало 20 века.

    Основные тенденции мирового развития во второй половине 19 века и Российское государство.

    Мировая система капитализма в начале 20 века. Особенности социально - экономического и политического развития России в начале 20 века.

    Столыпинская аграрная реформа 1907-1911 годов.

    Политический портрет С.Ю. Витте.

    Политический портрет П. А. Столыпина.

    Деятельность государственной думы 1905-1914 гг. и отношение к ней российского общества.

    Февральская революция 1917 г.: причины, характер, движущие силы, историческое значение. Проблема исторического выбора пути развития.

    Социалистическая революция в России. Историческое значение Октябрьской революции для судеб России и всего мира.

    Идея созыва учредительного собрания в России и ее крах.

    Гражданская война в России (1918-1920гг.).

    Выход России из первой мировой войны. Брестский мир.

    Политика "военного коммунизма": причины, цели, методы осуществления, результаты.

    Кронштадский мятеж.

    Образование СССР.

    НЭП: причины, цели, методы осуществления, результаты к 1928 году. Экономические и социальные противоречия в период НЭПа.

    Социально - экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х годов. Причины свертывания НЭПа.

    Социально - экономическое и политическое развитие СССР в конце 20-х начале 30-х гг. Внутрипартийная борьба по вопросам индустриализации страны.

    Индустриализация в СССР: цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.

    Коллективизация в СССР: причины, цели, ход, итоги к 1932 году, к 1940 году.

    Голод 1931-1932 гг. в СССР.

    Турксиб - важнейшая стройка 30-х годов.

    Политическое развитие советского общества в 30-е годы. Становление командно-административной системы. Конституция 1936 года.

    Репрессии 30-х годов. Укрепление режима личной власти И.В. Сталина.

    Репрессии в армии в конце 30-х начале 40-х годов и их последствия.

    Политика "умиротворения" фашистских агрессоров. Мюнхенский сговор и "мюнхенская" политика Даладье-Чемберлена.

    Внешняя политика СССР в 30-е годы. Борьба за создание коллективной безопасности в Европе.

    Советско-Германские договоры 1939 года

    Война СССР с Финляндией и ее последствия.

    Начало Великой Отечественной войны Причины поражения Красной Армии в начальный период войны.

    1943 год - коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны.

    Железнодорожники в Великой Отечественной войне.

    Политические, социальные и экономические последствия Второй мировой войны. Формирование двух мировых систем и их противостояние. "Холодная война".

    Тоталитарно-бюрократические черти в общественно-политической жизни советского общества в послевоенные годы. Репрессии конца 40-х начала 50-х годов.

    Объективная необходимость демократизация общественно-политической жизни СССР после смерти Сталина. Борьба за власть. XX съезд КПСС.

    Попытки реформирования социалистической системы в 50-е - 70-е годы, отказ от реформ.

    Внешняя политика СССР в конце 50-х начале 60-х годов.

    Политический портрет Н.С. Хрущева.

    Социально - экономическое и политическое развитие СССР в 60-80-е гг. Нарастание застойных явлений.

    Внешняя политика СССР в 60-70 гг. и ее последствия. Хельсинские соглашения.

    Политический портрет Л.И. Брежнева.

    БАМ - Стройка века".

    Введение советских войск в Афганистан: 10 лет войны.

    Репрессии против инакомыслящих в 70-80 гг.

    Противоречивый характер попыток реформирования экономики и социальной сферы СССР в 1982-1985 гг.

    Борьба политических систем в условиях перестройки. Реформа политической системы. Попытки реформирования экономики в 1985-1991 гг.

    Новое политическое мышление: истоки, проблемы, решения. Крах мировой системы социализма.

    Августовский путч 1991 года и распад СССР.

    Проблемы и противоречия межнациональных отношений в СССР 1985-1991 гг.

    Общественно-политические партии и движения в России в конце 80-х начале 90-х годов.

    Причины и суть политического противостояния. Октябрьский путч 1993 г.

    Основные контуры внешней политики России в 1992-1995 гг.

    Выборы в Государственную думу и Совет федерации. Принятие конституции РФ. Усиление политического противостояния в обществе 1993-1996 гг.

    Появление центробежных явлений в России. Возникновение военного конфликта в Чечне.

    Социально - экономическое и политическое развитие России в 1995 - 1999 гг. Основные проблемы и противоречия.

    Россия в начале третьего тысячелетия: альтернативы развития.

    Политический кризис на Украине и воссоединение Крыма с Россией.

    Российская Федерация и глобальные вызовы современности.

    Москва на рубеже ХХ- ХХI веков.

Приветствуются работы типа:

    Военная Москва глазами моего ровесника.

    Сталинградская битва глазами моего ровесника.

    Я - боец партизанского отряда в годы войны.

    Я - ребенок блокадного Ленинграда.

    Я - член первого пионерского отряда.

    История моей семьи в контексте истории моей страны..... и т.д.

Думайте! Предлагайте! Советуйтесь! Работайте!

ОБРАЗЕЦ ОФОРМЛЕНИЯ РАБОТЫ .

Шрифт - Times New Roman

Размер - 14

Междустрочный интервал - 1,15

Поля - обычное.

Доклад по истории.

Тема: "Есть такая профессия - Родину защищать".

студентка 2 курса, гр.Ю-22.

Отделение «Художественное»

Руководитель: Поманисочко Лариса Викторовна

1) Введение (актуальность выбранной темы, обоснование выбора темы)....................………………………………………………………. 3

2) Рожденный быть первым: (основная часть: раскрываете основное содержание работы)......................……………………………………..... 3

2.1) Детство и юность………………………………............... 4

2.2) Служба на таджико - афганской границе………………. 5

2.2.1) Таджико - афганская граница (1991-1993 гг.)…….... -

2.2.2) Застава 25 героев……………………………………... 7

2.3) В группе «Вымпел»……………………………………… 10

2.3.1) Первая чеченская война……………………………... 12

2.3.2) Вторая чеченская война……………………………... 13

2.4) Последний бой в Беслане………………………………... 14

2.5) Семья……………………………………………………… 17

2.6) Награды…………………………………………………… 18

3) Заключение. «Есть такая профессия - Родину защищать»(итоги, выводы, предположения, личное мнение) ......................................................... 20

5) Приложение (схемы, карты, фотографии, фотографии)............ 23

03.03.2017

Шаги от «А» до «Я» для новичков и опытных

Проект : комплекс спланированных действий, предпринимаемых для решения проблемы определенной целевой группы, ограниченных по времени и ресурсам, с конкретными результатами.

Социальный проект : программа реальных действий, цель которого направлена на решение актуальной социальной проблемы в обществе, а задачи - на позитивные результаты и изменения в обществе.

Основные требования, которым должен отвечать проект:

актуальность – причина, основания реализации проекта должны соответствовать требованиям времени, отдельной целевой группы или иным аспектам, объясняющим появление идеи проекта;

время – проект должен быть ограниченным по времени;

ресурсы – проект должен иметь четкое описание потребностей;

оценка качества и результатов – шкала оценки эффективности проекта определяется в соответствии с вашими целями, но результаты, к которым вы стремитесь, должны быть четкими, поддающимися анализу и осмыслению.

Проекты бывают простыми и сложными, кратко- и долгосрочными, с ограниченным и солидным бюджетом, рискованными и с вполне управляемыми рисками, с разными результатами. В любом случае проект направлен на решение какой-либо определенной проблемы. Проект должен быть системным, логичным и адекватным, то есть каждый раздел должен соответствовать всем остальным (задачи должны соответствовать цели, механизм – цели и задачам, бюджет – цели, задачам и механизму и т.д.).

Как написать и оформить проект? Шаги от «А» до «Я»


Шаг №1: Определитесь с идеей, проанализируйте проблему.

Что бы вы хотели изменить?

Чего и каким способом (в самом общем плане) бы вы хотели достичь?

Какую проблему хотите решить?

Записали ответ → перешли к определению сферы проектной деятельности, определению проблемы, над которой вы будете работать.
Проанализировали проблему → определили, что хотите изменить → возникла проектная идея → переход к детализации и описанию проекта.

Шаг №2: Пишем цель проекта.

Цель - общее описание предполагаемых результатов и ожиданий, наивысшая точка достижений, к которой стремится организация в ходе реализации проекта. Цель - образ действий по достижению желаемого результата.

Цель должна формулироваться так, чтобы её достижение полностью решало возникшую проблему. Формулировка цели должна опираться на формулировку проблемы. Можно сказать, что цель - это проблема наоборот.


Задайте вопросы для цели своего проекта:

Есть ли точное выражение того, что именно должно быть в итоге реализации проекта?

Сможем ли мы увидеть и измерить результаты проекта в целом и его отдельных частей?

Реальна ли поставленная цель? Возможно ли достижение заявленной цели с учетом имеющихся ресурсов?

Какая польза или выгода будет получена в результате достижения цели командой проекта, другими заинтересованными сторонами?

Шаг №3: Пишем задачи проекта.

Задачи проекта - это конкретные шаги, которые необходимо выполнить для изменения существующей ситуации к лучшему, это шаги для достижения цели.

В ажно помнить! Задач может быть несколько, все задачи - шаги к достижению цели, связанные между собой и связанные с целью проекта.

Используйте глаголы . Например, если вам надо построить дом, то задачами будет: заложить фундамент, возвести стены, построить крышу, провести коммуникации, сделать внутреннюю отделку и т.д.

Проверьте . Задачи должны полностью «закрывать» решение проблемы (поставленную цель).

Проанализируйте . Задачи должны быть результативными (в итоге изменения после проекта складываются из конкретных результатов).

Шаг №4: Проверяем цель и задачи по критерию smart.

Смотрим на нашу цель и задачи, проверяем их по критерию SMART, при необходимости корректируем.

Конкретность (specific)

Измеримость (measurable)

Достижимость (achievable)

Выгодность (rewarding)

Временные рамки (time bound)


Например: Цель: «Строительство дома» - может быть конкретизирована по критерию SMART следующим образом: «Строительство и сдача в эксплуатацию 2-этажного, 6-квартирного дома для семей молодых специалистов поселка Вычегда ко второму кварталу 2014 года».

Шаг №5. Из задач строим логическую цепочку действий.

Определили цель и задачи → Приступаем к планированию: как все это будет.

Из каждой задачи строим логическую цепочку действий: как мы добьемся результата. Иногда помогает нарисовать всю цепочку действий и заданий, чтобы понять логику проекта по каждому из направлений.

Например, если мы говорим о строительстве дома для семей молодых специалистов, то блоки задач у нас могут быть связаны с:

непосредственно строительством

согласованиями с органами государственной власти

с работой с целевой аудиторией – семьями молодых специалистов

работой с прессой по PR проекта и события в целом.

Эта логическая цепочка поможет нам написать план-график проекта в его логической последовательности.


Шаг № 6. Пишем план действий, график выполнения работ.

План определяет порядок выполнения всех работ: он описывает, что, кто и когда будет делать, в логической последовательности + дает понять, какие ресурсы необходимы. При планировании можно использовать различные формы, графики, планы.

Например: План реализации проекта. Пример №1

План реализации проекта. Пример №2

План реализации проекта. Пример №3

Также полезно будет сделать сетевой план – график.

Шаг №7. считаем, сколько будет стоить наш проект.


Каждый этап реализации проекта требует определенной затраты денежных средств и ресурсов:

сколько денег требуется для реализации проекта? На что они будут потрачены?

из каких источников предполагается получить деньги? Гранты, субсидии, спонсорские средства, иное?

Этот раздел проекта должен очень точно соотноситься с другими разделами проекта, особенно с механизмом реализации и календарным планом проекта.

Возможный вариант сметы расходов в рамках проекта:

Наименование статей и расходов

Расчет суммы затрат

Финансовые затраты по проекту

Имеющиеся средства

Запрашиваемые средства













«Бюджет» (смета) должен быть расписан по статьям.

Основные расходы:

аренда помещений и коммунальные платежи

командировочные и транспортные расходы

оборудование

связь и коммуникации

проведение специальных мероприятий

издательские расходы

расходные материалы

и другие прямые расходы, которые непосредственно идут в рамках вашего проекта.

«Прочие расходы» - это необязательная статья, которая включается в бюджет, если имеются расходы, не получившие отражения в других статьях. Данная статья должна быть особенно тщательно аргументирована.

«Оплата труда» - включает непосредственно заработную плату персонала проекта и привлекаемых на время по договору специалистов, а также “Начисления налогов на доходы” – 35,8% от общего фонда оплаты труда персонала и привлеченных специалистов.

Необходимо обратить особое внимание на три последних столбца в бюджетной таблице: «имеющиеся средства», «запрашиваемые средства», «итого». В столбце «имеющиеся средства» должны указываться те средства, которые вы, ваша организация вкладываете в реализацию проекта. Например: привлечение добровольцев в качестве персонала или привлеченных специалистов - должно быть обязательно отражено в статье бюджета «оплата труда» в столбце «имеется», причем, сумма будет соответствовать тем расходам, которые понесла бы организация, если бы в реализации проекта вместо добровольцев участвовали оплачиваемые специалисты.


Если организация, вы или спонсоры предоставляют для реализации проекта какую-либо оргтехнику, то в столбце «имеется» стоит указать её примерную стоимость с учетом срока эксплуатации.

В столбце «требуется» останется указать размер средств, которых недостает организации для реализации проекта.

Шаг №8. Пишем результаты.

При составлении плана действий и расчете бюджета у нас может возникнуть понимание, что результаты могут быть еще больше, чем мы планировали. Важно, чтобы наши результаты соответствовали цели проекта.

В проекте результаты можно прописывать текстом, здесь мы предлагаем вам заполнить рабочий листок по определению результатов:

Количественный результат (что будет сделано?) - фиксирует количество оказанных услуг, участников мероприятий, получателей конкретной помощи, количество выпущенных книг и т.д.

Качественный результат (что изменится?) - должен отражать позитивные изменения, которые произойдут в результате проведения мероприятий, оказания услуги и т.д.

Эффективность - соизмеримы ли полученные результаты с затраченными усилиями.

Критериями оценки эффективности проекта являются результаты, которые демонстрируют, насколько хорошо разработчики понимают, к чему они стремятся, и как будут этого достигать.

Шаг №9. оформляем проект.

Оформленный проект обычно содержит следующие разделы:

Краткая аннотация проекта: кратко опишите вашу идею (3-5 предложений), цели, результаты (не более 1 листа А4, 12-14 шрифт)

Подробное описание проекта:

Актуальность проблемы, почему именно ваш проект важен и нужен.

Цели и задачи проекта.

Целевая группа проекта: на кого рассчитан ваш проект, для кого вы его делаете.

Механизм реализации проекта: этапы, содержательная деятельность, мероприятия и т.д.

Календарный план реализации проекта (помните про наглядность, графики приветствуются).

Бюджет (смета).

Конкретные ожидаемые результаты (количественные и качественные), критерии и методы оценки результатов, эффект проекта в долгосрочной перспективе.

Возможное дальнейшее развитие проекта, если предполагается.

приложения (фото-материалы, схемы, эскизы и т.д.)

Оформление текста проекта также важно, как и его содержание. Используйте крупный шрифт (не менее 12) и полуторный интервал. Выделяйте главное, структурируйте текст, чтобы его было легче читать, используйте заголовки и подзаголовки, жирные шрифты и подчеркивания, маркированные списки и т.д.


Если вам необходимо сделать презентацию:

на каждый раздел не более 1-2 слайдов;

шрифт должен быть максимально крупным и читаемым даже издалека, заголовок и текст слайдов презентации должны быть напечатаны одним шрифтом, размер шрифта в презентации рекомендуется использовать не менее 20;

при использовании светлого фона шрифт должен быть черного или очень темного оттенка других цветов (коричневый, синий); при использовании темного цвета фона шрифт - белого цвета;

 


Читайте:



Реестр проверок юридических лиц на год

Реестр проверок юридических лиц на год

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной...

Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом

Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом

2358 0 (1) они могут быть целесообразны при закрытии мягкотканных дефектов, если жизнеспособность прилежащих тканей сомнительна, и (2) они могут...

Храм святителя николая у соломенной сторожки - наводы

Храм святителя николая у соломенной сторожки - наводы

Что есть что в церкви Главными жертвователями стали командир дружины полковник А.А. Мозалевский и В.И. Заглухипский. Всего на строительство храма...

Картофель с опятами в духовке

Картофель с опятами в духовке

С приходом осени на наших столах наиболее часто появляются разнообразные блюда, одним из ингредиентов которых являются опята. Почему именно осенью?...

feed-image RSS