Главная - Фундамент
Какие вопросы изучают современные географы. География в современном мире. Профессионально важные качества

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ ГЕОГРАФЫ И ГЕОЛОГИ

Вероятно, при слове «география» вам преж­де всего представляются дальние страны, тро­пические леса и саванны, песчаные пустыни и оазисы, тундра или полярные льды. Вы вспоми­наете об отважных путешественниках, открывав­ших новые земли. Но многие ли из вас знают, какая это сложная наука, какими путями раз­вивалась она?

Корни географической науки уходят в глу­бокую древность. Наши далекие предки не­плохо знали географию тех мест, в которых обитали, и умели изобразить их на примитив­ных картах, нарисованных на песке, вырезан­ных на дереве, коре, камне. Зачатки настоя­щих научных географических знаний возникли во времена рабовладельческого строя у древ­них народов Азии - ассиро-вавилонян, персов, индийцев, финикиян, а также в Египте. Заме­чательные мореплаватели древности - финики­яне, жившие на восточном побережье Среди­земного моря, уже знали не только берега этого моря, но около 1200 г. до н. э. проникли за Гибралтар и затем доходили на севере до Британских о-вов, а на юге - по крайней мере до Канарских о-вов.

География пережила несколько периодов расцвета, тесно связанных с важными истори­ческими событиями. Например, в эпоху великих географических открытий, в XV-XVII сто­летиях, крупнейшие феодальные государства, заинтересованные в открытии и захвате новых земель - колоний, снаряжали одну экспеди­цию за другой в далекие страны. Вот тогда-то и была открыта Америка и проложены морские пути из Европы в Индию и другие страны Во­стока.

Долгое время географы занимались откры­тием и исследованием разных стран: они изуча­ли пути сообщения, связывающие между собой эти страны, собирали сведения о строении зем­ной поверхности, растительном и животном мире, населении и хозяйстве. Человека манили к себе еще неизвестные ему земли, открытие которых сулило богатство. Все увиденное путе­шественники старались подробно описать.

Но со временем людей перестали удовлет­ворять одни описания и они стали искать объяснение явлениям природы. Так география превратилась в науку, исследующую причины и связь природных явлений, а также их влия­ние на хозяйственную деятельность человека.

В наше время познавательное направление в географии сменилось новым. Теперь геогра­фия стремится активно воздействовать на приро­ду. Задачей современной географии все больше становится не только изучение вновь открыва­емых территорий, но и лучшее освоение чело­веком Земли. Главная цель современной гео­графии - помогать человеку вести хозяйство на научной основе, как можно лучше исполь­зовать природные ресурсы, восстанавливать их путем преобразования природы.

География как наука распадается на две главные ветви: физическую геогра­фию и экономическую геогра­фию.

Физическая география исследует окружа­ющие нас природные оболочки, т. е. нижнюю часть атмосферы (воздушной оболочки), воды океанов, морей и суши, почвенный покров, растительный и животный мир, поверхность земной коры, их взаимосвязи. Советская физи­ческая география стремится познать природные свойства среды, в которой протекает жизнь че­ловека, чтобы разумно использовать ее и пре­образовывать в интересах людей.

В процессе развития и накопления научных знаний в XIX и XX вв. от физической геогра­фии отделились и обособились некоторые ветви географической науки, каждая из них изучает теперь отдельные части географической сре­ды - это геоморфология (наука о рельефе земной поверхности и его развитии), гидро­логия (наука о водной оболочке Земли), клима­тология, ботаническая география, зоогеография, география почв и др.

Однако окружающая нас географическая среда представляет единое целое. Это еще в конце прошлого века показал замечательный русский ученый-естествоиспытатель В. В. До­кучаев. Крупнейшие советские географы, про­должая разработку докучаевских идей, уста­новили, что в природной географической среде все тесно связано и взаимодействует друг с

другом - рельеф, воздушные массы, воды, почвенный и растительный покров, животный мир. Поэтому, интересуясь отдельными ветвя­ми географической науки, никогда не надо упускать из виду взаимодействие различных процессов, совершающихся на земном шаре, их влияние на деятельность человека и влия­ние самого человека на ход этих природных процессов.

Экономическая география решает вопрос, как в связи с природными условиями лучше разместить различные отрасли хозяйства - про­мышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д. Она рассматривает также влияние хозяй­ственной деятельности человека на окружающую природу. Экономическая география решает и такие общественные задачи, как рациональное (наилучшее) использование земли, борьба с си­лами природы, причиняющими вред человеку, и т. д. Вместе с другими географами экономико-географы изучают проблемы наиболее разум­ного использования природных богатств, спо­собы их охраны, восстановления, а в ряде слу­чаев и приумножения.

Вместе с тем географы продолжают зани­маться изучением отдельных стран, или стра­новедением. Эта задача приобретает особое значение в наши дни, когда происходит распад колониальной системы и освободившиеся от ига империализма народы нуждаются в помощи развитых стран.

Многообразные и интересные задачи стоят перед советскими учеными, изучающими гео­графию нашей великой Родины. Ведь СССР - крупнейшее государство в мире. Его площадь составляет 22,4 млн. км 2 . С запада на восток СССР простирается на 10 тыс. км. Общая про­тяженность нашей государственной границы составляет свыше 60 тыс. км ! Наша страна обладает всеми природными богатствами, не­обходимыми для экономического процветания, оборонной мощи и культурного развития на­рода.

Советский народ, его ученые и инженеры, опираясь на знание законов природы, преобра­зуют землю своей Родины и заставляют служить себе ее колоссальные богатства. Но еще немало их не используется человеком. Отыскивать и изучать новые природные ресурсы - одна из задач наших географов.

Используя естественные ресурсы, человек неизбежно преобразует окружающую приро­ду. Сначала воздействие на природу носило неосознанный характер, люди не учитывали воз­можные нежелательные результаты. Напри-

38.6

Для друзей!

Справка

«Без географии мы нигде», - сказал американский певец Джимми Баффетт. И действительно, возникновению этой науки мы обязаны тем, где мы есть. География - одна из древнейших наук. Люди всегда интересовались тем, что их окружает, пытались изучать близлежащие и отдаленные земли. Первые исследователи привозили из своих экспедиций не только карты и планы местности, но и описания рельефа, почвы, растительности. Они изучали и население других территорий, культуру и быт людей, их численность… Казалось бы, Земля изучена уже вдоль и поперек. Однако предметы исследований географов очень изменчивы и подвержены множеству факторов. Поэтому данным специалистам вряд ли когда-нибудь придется бездельничать.

Описание деятельности

Наука география подразделяется на две большие отрасли: физическую и экономическую (общую и региональную). К ней также относят и картографию. Соответственно, различается и деятельность специалистов-географов: они могут работать почти в 50 различных направлениях.

В зависимости от основного предмета изучения, географы специализируются на почвах, ледниках (гляциологи), океанах, вулканах, озерах (лимнологи), составе и численности населения, истории развития земной коры (палеогеографы), географию распространения болезней (медицинские географы), туристические ресурсы (география туризма) и др. Раньше, когда еще не все территории были открыты и исследованы, географы занимались главным образом описанием своих наблюдений. Сегодня же основная их деятельность - это объяснение тех или иных процессов и явлений, выявление их причин и составление прогнозов на будущее. В какой бы области ни работал географ, ему приходится работать с картами: составлять их, правильно их читать и ориентироваться по ним.

По долгу службы, географам нередко приходится отправлять в командировки, иногда даже в очень далекие долгие (по несколько месяцев). Наименьшее количество рабочих командировок, пожалуй, приходится совершать лишь учителям географии.

Заработная плата

средняя по России: средняя по Москве: средняя по Санкт-Петербургу:

Трудовые обязанности

Работа специалиста в области физической географии в основном состоит из трех этапов. Первый - подготовительный. Географ изучает уже имеющиеся материалы, определяет место и составляет план предстоящих полевых работ. Кроме того, необходимо подготовить к работе технику, проверить ее исправность. Второй этап - это проведение исследований на местности. В зависимости от специализации и поставленных задач, работники собирают необходимый им материал, берут пробы (воды, грунта и др.) и фиксируют данные в полевых дневниках.

На третьем этапе географ выполняет обработку результатов исследований в лабораториях, применяя химические, физические и компьютерные методы анализа. Итоги работы оформляются в виде отчетов и статей, становятся базой для дальнейших исследований. Помимо этого, на основании данных исследований географ может делать краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Специалисты по экономической географии также нередко совершают командировки и выезды. Однако не на природные, а на индустриальные и сельскохозяйственные объекты, в населенные пункты. Главным образом они заняты анализом документов, карт, статистик.

Особенности карьерного роста

Качественное выполнение своей работы со временем может помочь географу занять должность руководителя отдела и даже директора организации вцелом.

Однако географ может работать не только в научных институтах и исследовательских лабораториях. Его услуги, в зависимости от специализации, могут потребоваться в совершенно разных сферах производства или бизнеса. В качестве консультанта и аналитика, экономико-географа могут принять на работу, например, в банк. Строительным компаниям нередко нужны услуги картографов и топографов.

Географ при желании может найти работу и на телевидении. К примеру, известные телеведущие Николай Дроздов и Иван Затевахин - выпускники географических факультетов.

Характеристика сотрудника

Специалисту-географу каждый день приходится прибегать к знаниям из многих областей науки. В зависимости от вида деятельности он должен разбираться в биологии, химии, физике, экологии, истории, математике, экономике, социологии, маркетинге… Экспедиции и командировки, долгие и далёкие, проживание в не обустроенных и порой суровых условиях требуют от географов выносливости и неприхотливости. В некоторых отраслях географии заняты в основном только мужчины. Это, к примеру, океанология, геодезия, гляциология, военная география, требующие не только выносливости, но и физической силы.

Географ должен уметь работать не только с простым персональным компьютером, но и со специальной техникой и профессиональными компьютерными программами. Географ должен обладать преимущественно логическим мышлением и хорошей памятью.

Географ не состоится без хорошей ориентации на местности и умения пользоваться разными видами географических карт и приборов. У него не должно быть серьезных проблем со зрением, и должен быть развит глазомер.

С самого детства обожаю географию , ведь это так интересно узнавать новое об окружающем мире. Честно скажу, порой я жалею, что не стал географом:(

Кто такой географ

Сама наука относится к самым древнейшим - основы были заложены еще в I веке н.э. Именно тогда Птолемей обобщил все данные в единую науку. В наши дни ученые изучают географическую оболочку , которая, по сути, является взаимопроникающей сферой всех оболочек, а именно:

  • атмосферы;
  • литосферы;
  • биосферы;
  • гидросферы;
  • ноосферы.

Главный предмет изучения - взаимодействие человечества и природы , а основная цель науки - рационализация природопользования.


Географ , как ученый - достаточно широкопрофильный специалист , всесторонне изучающий всю планету. Можно сказать, что он занимается как изучением всей планеты, так и происходящих на ней событий. Сама наука как бы двойная: как естественная, так и социальная. Она не ограничивается одним только описанием, а занимается решением, разъяснением и предугадыванием . Важность ее в наши дни очевидна - она фактически работает на будущее человечества .

Современная география

В наши дни, когда казалось бы уже нет белых пятен на карте, наука не теряет свою актуальность. Ученые продолжают исследование нашей планеты делая уже не территориальные открытия, а пытаясь установить ту или иную географическую закономерность. География сегодня - система наук , в которой выделяются 3 направления:

  • география физическая - изучение рельефа и пород, растений, животных и так далее;
  • социально-экономическая - занимается изучением взаимосвязи природы и человека - территориальной организации общества;
  • картография - составление и дополнение карт.

Современная наука использует как старые методы, так и новые, например, аэрокосмическое исследование и моделирование . При помощи космических аппаратов стало возможным точное ориентирование в пространстве различных географических объектов. В Гималаях удалось обнаружить несколько высокогорных озер, а в Антарктиде был открыт целый горный массив.


Даже в XXI веке рано говорить о том, что новые открытия невозможны, ведь планета постоянно меняется . Это значит, что у географов постоянно есть предмет изучения, и вполне возможно, что главные открытия еще впереди .

Географы - ученые-специалисты по географии.

Также данное слово используется для обозначения преподавателя географии на разговорном школьном арго.

Георгаф изучает географическую оболочку Земли - сферу взаимопроникновения и взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы и ноосферы, ее структуру, динамику. Важнейший предмет географического изучения - процессы взаимодействия человека и природы.

Основная цель - научное обоснование путей рациональной территориальной организации общества и природопользования, создание основ стратегий экологически безопасного развития общества.

Географ может специализироваться в краеведении, физической географии, геоморфологии, гляциологии, экономической географии, геоинформатике. Краевед собирает материал о родном крае, изучает его, ведет просветительскую работу. Физикогеограф всесторонне оценивает природные комплексы и определяет их пригодность для той или иной цели, разрабатывает географические прогнозы того состояния, в каком ландшафт может оказаться под влиянием различных причин через 10, 20, 50 лет. Изучает рельеф земной поверхности и результаты взаимодействия земной коры с внешними оболочками нашей планеты. Это делается при поиске полезных ископаемых, при строительстве шахт, газопроводов, дорог, в гидростроительстве, для нужд сельского хозяйства и охраны природы.

Работа географа чаще всего состоит из трех этапов: подготовительный, полевой и камеральный. На подготовительном этапе делается постановка задачи, изучаются имеющиеся материалы, карты, результаты предшествующих исследований, определяется программа полевых работ. В полевой этап собирается фактический материал. Все данные фиксируются в полевых дневниках. В камеральный этап обрабатывается набранный материал, интерпретируются результаты исследования.

Само слово география (др.-греч. землеописание, Земля и пишу, описываю) имеет два определения:

Единый комплекс наук, изучающих географическую оболочку Земли и акцентирующихся на выявлении пространственно-временных закономерностей. Основными объектами изучения географических наук являются геосферы (биосфера, атмосфера, литосфера, гидросфера и почвенный покров) и геосистемы (ландшафты, природные зоны, биогеоценозы…)

Свод знаний о пространственно-временных особенностях какой-либо территории, объекта, явления или процесса (география материков и океанов, география России, география тундры, география распространения птичьего гриппа, география карстовых процессов N-ской области)

Объект изучения географии — законы и закономерности размещения и взаимодействия компонентов географической среды и их сочетаний на разных уровнях. Сложность объекта исследования и широта предметной области обусловили дифференциацию единой географии на ряд специализированных (отраслевых) научных дисциплин, образующих систему географических наук. В её рамках выделяются естественные (физико-географические) и общественные (социально-экономические) географические науки. Иногда отдельно выделяют географическую картографию, как отдельную географическую дисциплину.

География — одна из древнейших наук. Многие её основы были заложены в эллинскую эпоху. Обобщил этот опыт выдающийся географ Клавдий Птолемей в 1 в н. э.

Можно сказать, что географ — это человек, изучающий землю и все, что на ней происходит.

Под географической культурой чаще всего понимают культуру географии как науки. Культуру географических знаний как учёных-географов, так и населения. В работах «Географическая культура» и «Географическая картина мира» В. П. Максаковский рассматривает эти взаимосвязанные понятия с позиции современной географии. В географическую культуру он включает следующие компоненты:

1) географическую картину мира,

2) географическое мышление,

3) методы географии,

4) язык географии. К сожалению, между массовой и научной географической культурой существует разрыв, так как общество в основном сталкивается с описательной географией и не имеет представления о языке и методах современной географии.

Существуют различные виды географии: физическая география, есть экономическая, политическая, медицинская и другие.

Выделяют основыне два вида:

Физическая география

Социально-экономическая география

Географ работает не только в помещении, но и на открытой местности; могут быть выезды на природу (экспедиции, полевые наблюдения, даже экскурсии со студентами или школьниками — если это географ-педагог).

Этот специалист должен быть физически крепким человеком.

Географ должен знать также математику, физику, геологию, и биологию, почвоведение, химию.

Профессионально важные качества

Любознательность;

Склонность к исследовательской деятельности;

Глазомер;

Развитая память;

Хорошая ориентация на местности;

Неприхотливость;

Умение анализировать и логически мыслить;

Физическая выносливость.

Медицинские противопоказания

Инфекционные и кожные заболевания;

Неврозы;

Психические и нервные заболевания;

Плохие зрение и слух.

Пути получения профессии - это высшие учебные заведения.

Родственные профессии

Эколог, гидролог, геолог, геохимик, геофизик, геоморфолог.

Вероятно, при слове «география» вам прежде всего представляются дальние страны, тропические леса и саванны, песчаные пустыни и оазисы, тундра или полярные льды. Вы вспоминаете об отважных путешественниках, открывавших новые земли. Но многие ли из вас знают, какая это сложная наука, какими путями развивалась она?

Корни географической науки уходят в глубокую древность. Наши далекие предки неплохо знали географию тех мест, в которых обитали, и умели изобразить их на примитивных картах, нарисованных на песке, вырезанных на дереве, коре, камне. Зачатки настоящих научных географических знаний возникли во времена рабовладельческого строя у древних народов Азии — ассиро-вавилонян, персов, индийцев, финикиян, а также в Египте. Замечательные мореплаватели древности — финикияне, жившие на восточном побережье Средиземного моря, уже знали не только берега этого моря, но около 1200 г. до н. э. проникли за Гибралтар и затем доходили на севере до Британских о-вов, а на юге — по крайней мере до Канарских о-вов.

География пережила несколько периодов расцвета, тесно связанных с важными историческими событиями. Например, в эпоху великих географических открытий, в XV-XVII столетиях, крупнейшие феодальные государства, заинтересованные в открытии и захвате новых земель — колоний, снаряжали одну экспедицию за другой в далекие страны. Вот тогда-то и была открыта Америка и проложены морские пути из Европы в Индию и другие страны Востока.

Долгое время географы занимались открытием и исследованием разных стран: они изучали пути сообщения, связывающие между собой эти страны, собирали сведения о строении земной поверхности, растительном и животном мире, населении и хозяйстве. Человека манили к себе еще неизвестные ему земли, открытие которых сулило богатство. Все увиденное путешественники старались подробно описать.

Но со временем людей перестали удовлетворять одни описания и они стали искать объяснение явлениям природы. Так география превратилась в науку, исследующую причины и связь природных явлений, а также их влияние на хозяйственную деятельность человека.

В наше время познавательное направление в географии сменилось новым. Теперь география стремится активно воздействовать на природу. Задачей современной географии все больше становится не только изучение вновь открываемых территорий, но и лучшее освоение человеком Земли. Главная цель современной географии — помогать человеку вести хозяйство на научной основе, как можно лучше использовать природные ресурсы, восстанавливать их путем преобразования природы.

География как наука распадается на две главные ветви: физическую географию и экономическую географию .

Физическая география исследует окружающие нас природные оболочки, т. е. нижнюю часть атмосферы (воздушной оболочки), воды океанов, морей и суши, почвенный покров, растительный и животный мир, поверхность земной коры, их взаимосвязи. Советская физическая география стремится познать природные свойства среды, в которой протекает жизнь человека, чтобы разумно использовать ее и преобразовывать в интересах людей.

В процессе развития и накопления научных знаний в XIX и XX вв. от физической географии отделились и обособились некоторые ветви географической науки, каждая из них изучает теперь отдельные части географической среды — это геоморфология (наука о рельефе земной поверхности и его развитии), гидрология (наука о водной оболочке Земли), климатология, ботаническая география, зоогеография, география почв и др.

Однако окружающая нас географическая среда представляет единое целое. Это еще в конце прошлого века показал замечательный русский ученый-естествоиспытатель В. В. Докучаев. Крупнейшие советские географы, продолжая разработку докучаевских идей, установили, что в природной географической среде все тесно связано и взаимодействует друг с другом — рельеф, воздушные массы, воды, почвенный и растительный покров, животный мир. Поэтому, интересуясь отдельными ветвями географической науки, никогда не надо упускать из виду взаимодействие различных процессов, совершающихся на земном шаре, их влияние на деятельность человека и влияние самого человека на ход этих природных процессов.

Экономическая география решает вопрос, как в связи с природными условиями лучше разместить различные отрасли хозяйства — промышленность, сельское хозяйство, транспорт и т. д. Она рассматривает также влияние хозяйственной деятельности человека на окружающую природу. Экономическая география решает и такие общественные задачи, как рациональное (наилучшее) использование земли, борьба с силами природы, причиняющими вред человеку, и т. д. Вместе с другими географами экономико-географы изучают проблемы наиболее разумного использования природных богатств, способы их охраны, восстановления, а в ряде случаев и приумножения.

Вместе с тем географы продолжают заниматься изучением отдельных стран, или страноведением. Эта задача приобретает особое значение в наши дни, когда происходит распад колониальной системы и освободившиеся от ига империализма народы нуждаются в помощи развитых стран.

Многообразные и интересные задачи стоят перед советскими учеными, изучающими географию нашей великой Родины. Ведь СССР — крупнейшее государство в мире. Его площадь составляет 22,4 млн. км2. С запада на восток СССР простирается на 10 тыс. км. Общая протяженность нашей государственной границы составляет свыше 60 тыс. км! Наша страна обладает всеми природными богатствами, необходимыми для экономического процветания, оборонной мощи и культурного развития народа.

Советский народ, его ученые и инженеры, опираясь на знание законов природы, преобразуют землю своей Родины и заставляют служить себе ее колоссальные богатства. Но еще немало их не используется человеком. Отыскивать и изучать новые природные ресурсы — одна из задач наших географов.

Используя естественные ресурсы, человек неизбежно преобразует окружающую природу. Сначала воздействие на природу носило неосознанный характер, люди не учитывали возможные нежелательные результаты. Например, леса на многих давно освоенных территориях были полностью уничтожены, а в связи с этим климат стал более сухим, сократились запасы воды в реках и озерах, уменьшились рыбные богатства, пострадало и судоходство. Поэтому наряду с дальнейшим изучением природных богатств перед современной географией уже встала важная научная проблема — всесторонне исследовать происшедшие изменения в окружающей нас географической среде, вызванные деятельностью человека. Географ должен научиться предвидеть результаты того или иного воздействия человека на природу и уметь предупреждать о возможных в некоторых случаях вредных последствиях (см. стр. 267).

Много работы предстоит советским географам. В ближайшие годы необходимо провести полный учет вод на территории СССР и найти способы наилучшего использования водных ресурсов.

Большую тревогу вызывают процессы, разрушающие почвенный покров, уносящие из почвы питательные вещества, так называемая эрозия почвы. Однако уже теперь географы и другие ученые разработали существенные меры борьбы с таким бедствием. Но еще много предстоит сделать в этом направлении.

Умножение наших лесных богатств — тоже одна из важнейших народнохозяйственных проблем.

Советские географы с увлечением трудятся над решением задачи преобразования природы на больших территориях нашей страны. Разрабатывается проект переброски вод северных рек в бассейн Волги и искусственного регулирования уровня Каспия; решается проблема орошения и обводнения плодородных земель Средней Азии, коренного осушения и освоения огромной Западно-Сибирской низменности, постепенного уничтожения вечной мерзлоты в Восточной Сибири.

Как велико значение этих работ, можно показать на таком примере: переброска северных речных вод из бассейна Печоры и Вычегды в бассейн Волги позволит получить на гидроэлектростанциях Волжско-Камского каскада даже без установки новых агрегатов дополнительно большое количество энергии, оросить и обводнить 12-16 млн. га засушливых земель Приволжья и замедлить падение уровня Каспия.

Эти примеры показывают, что современная географическая наука, опираясь на богатый опыт, вооружает людей всесторонними знаниями, необходимыми для активного воздействия на природу в интересах развернутого коммунистического строительства.

Рис . Ракеты помогают метеорологам исследовать верхние слои атмосферы .

Но еще рано утверждать, что на Земле географам уже все известно. Исследователи много нового откроют не только в глубинах океанов, занимающих 2/3 поверхности Земли, но и во многих областях суши. Пока очень слабо изучен огромный Антарктический материк. Много неизвестного таят горы и пустыни Центральной Азии. Географы еще плохо знают Южную Америку и некоторые другие районы земного шара.

Обычно для таких исследований снаряжаются комплексные экспедиции с участием большого числа разных специалистов.

Современные экспедиции богато оснащены новой техникой: они пользуются разнообразными точными приборами, походными лабораториями, радиоприемниками и передатчиками, механизированным транспортом (самолетами, вертолетами, вездеходами). Акваланги позволяют ученым исследовать подводное царство вблизи берегов, а батискафы — опускаться на дно глубочайших впадин океана.

Рис . Дночерпатель, опущенный с научно-исследовательского корабля, захватит со дна моря грунт с животными организмами .

Однако дело не только в высокой технике. Изменился сам способ изучения природы: экспедиции превратились как бы в исследовательские институты на колесах. Карандаш, полевая сумка и фотоаппарат, конечно, не потеряли своего значения, но теперь записи в полевой книге не ограничиваются тем, что видит участник экспедиции. В своей работе он широко использует показания различных приборов и механизмов. Конечно, и в новых условиях огромное значение имеет творческая мысль ученого и острота его глаза. Уметь видеть, наблюдать и делать выводы — необходимое и важное качество работника экспедиции.

Далеко не всем выпадает счастье участвовать в работах больших экспедиций. Значитли это, что для молодого географа не найдется другой интересной работы? Конечно, нет. Не менее важная и увлекательная задача для молодого географа — научное исследование природных и экономических условий своего родного края. Такой творческий труд — важное звено в цепи дел, обеспечивающих строительство коммунизма.

Каждый географ должен быть патриотом, горячо любить свою Родину. А любить свою Родину — это значит стараться сделать ее еще более прекрасной, переделать ее природу в лучшую сторону и подчинить разумной воле людей.

Изучение природы не может ограничиться исследованием поверхности Земли. В недрах планеты хранятся богатства, без которых невозможно существование человеческого общества. Исследованием недр Земли занимаются геологи. Наука о недрах Земли и ее богатствах — геология. Она изучает также строение земного шара, условия образования нашей планеты и историю развития жизни на ней.

Основные знания о камне, о минерале как полезном ископаемом необходимы каждому советскому гражданину, и в особенности нашей молодежи — будущим разведчикам недр, химикам и металлургам, создателям городов, участникам замечательных строек коммунизма.

Сколько интересной работы открывают перед нашей молодежью поиски минерального сырья и дальнейшее изучение в лаборатории собранного материала, и какое огромное удовлетворение дает исследователю недр сознание, что его открытие улучшает жизнь советских людей.

Одна из ветвей геологии — минералогия, наука о свойствах минералов, об условиях их образования и распространении в земной коре.

Рис . Экспедиции забираются в самое сердце раскаленной пустыни Каракумы .

Минералы образуются в результате разнообразных природных процессов: из расплавленной магмы при ее остывании, из горячих газов и паров, выделяющихся из магмы, из глубинных горячих водных растворов, из холодных вод при их испарении или смешении с водами иного состава. Минералы отлагаются также в результате жизнедеятельности бактерий и организмов (см. стр. 72). В зависимости от среды, в которой находятся минералы, они могут разрушаться, менять свой состав, облик и превращаться в другие минералы. Значительная часть минералов имеет большое практическое значение.

Из минералов или их обломков состоят горные породы. Они слагают земную кору. В них находятся, или, как говорят геологи, залегают, руды железа и цветных металлов, уголь, нефть и т. д. Горные породы изучает особая ветвь геологической науки — петрография.

Горные породы важны и как документы, раскрывающие историю Земли. Каждый слой земной коры представляет как бы страницу книги истории природы. Но в этой книге многие «листы» от времени стали неразборчивы или местами совсем исчезли. Геология учит читать эту книгу природы и отыскивать ее недостающие страницы. Особенно привлекательна для геологов возможность восстановить прошлое Земли, несмотря на неполноту «текста» истории нашей планеты и обилие в нем загадочных мест.

В пластах осадочных пород нередко можно заметить остатки растений или животных: различные раковины моллюсков, панцири ракообразных, кости позвоночных, стволы и сучья деревьев. Встречаются также отпечатки на горной породе листьев, стеблей, крыльев насекомых. Все эти остатки называются окаменелостями. По ним палеонтология (наука о древних существах) восстанавливает картину постепенного изменения растительного и животного мира на протяжении миллионов лет (см. стр. 228). В настоящее время геологи с помощью физиков и химиков научились определять абсолютный возраст минералов и горных пород, т. е. возраст, выраженный в годах.

Многие минералы оказались своеобразными хранителями «времени» (радиоактивные минералы), и по их составу стало возможным определить время их образования (см. стр. 244).

Важнейшее звено геологической работы, объединяющее теорию с практикой,— геологическая карта. Она представляет собой обыкновенную топографическую карту, на которой показано распространение различных пород, их геологический возраст и как они залегают.

Рис . Нелегко перебираться через перевалы Тянь-Шаня .

Таким образом, геологическая карта до некоторой степени — документальное отображение горных пород, которые слагают земную поверхность.

Все разделы геологической науки, а также геологическая карта, необходимы для осуществления успешных поисков и разведки полезных ископаемых.

Современная промышленность с ее высокой техникой и огромными масштабами требует гигантского количества разнообразного минерального сырья. Нельзя себе представить ни одной отрасли хозяйства без железа и угля; без нефти была бы мертва вся «подвижная» техника, а современная химия не имела бы возможности так широко производить различные синтетические материалы. Без редких элементов невозможно изготовить различные сложнейшие машины и точнейшие приборы, которые используются в металлургии, химии, машиностроении, авиации, космонавтике. Не может обходиться промышленность без цветных металлов — меди, цинка, олова, свинца, алюминия и магния. Невозможно повысить и плодородие почв без применения так называемых агрономических руд — фосфоритов, апатита и калийных солей.

Нисколько не преувеличивая, можно сказать, что материалы минерального происхождения представляют собой материальную базу всего хозяйства нашего времени.

Ежегодно не менее 4-5 млрд. Т различных полезных ископаемых извлекается из недр Земли, подвергается сложнейшим процессам металлургической, химической, электрохимической и электрометаллургической переработки.

Однако полезных ископаемых для народного хозяйства требуется с каждым годом все больше и больше.

Программа Коммунистической партии Советского Союза, принятая XXII съездом, ставит перед нашими геологами огромные практические задачи: обеспечить потребности страны на много лет вперед в самых разнообразных видах минерального сырья.

В нашей стране широко ведутся поиски и разведка полезных ископаемых.

Они осуществляются огромной, постоянно растущей армией геологов, разведчиков и горняков — сотнями тысяч специалистов.

Если еще недавно геолог работал в поле один или в сопровождении сборщика образцов (коллектора), то теперь геологические партии представляют собой большие коллективы в десятки и сотни специалистов, снабженных всеми видами транспорта, радиостанциями, геофизическими приборами и походными химическими лабораториями.

Геологи пока знают очень мало о строении глубин земной коры, так как непосредственному наблюдению доступна только самая верхняя ее часть. Изучить глубины Земли очень важно по многим причинам. Ученые признают большое влияние глубоких недр Земли на процессы образования месторождений минерального сырья. С глубинами Земли связаны вулканические явления и землетрясения. Поэтому дальнейшее развитие знаний о строении и составе Земли, а также решение вопроса, как образуются месторождения полезных ископаемых, невозможно без непосредственного исследования глубин земной коры и ее подкоровой части.

Высокий уровень техники наших дней дает возможность геологам осуществить сверхглубокое бурение до 10—15 км на материке и на океаническом дне.

В СССР уже приступили к подготовке такого бурения.

Другая важнейшая задача, стоящая перед учеными-геологами и практиками,— это разработка основ научного прогноза (предсказания) залегания полезных ископаемых в определенных районах Земли. Установив законы размещения различных месторождений, геологи создадут прогнозные карты, которые обеспечат успешные поиски так называемых «слепых» рудных тел, т. е. глубоко залегающих в Земле месторождений.

До сих пор геологи интересовались только сушей, но сейчас они начали изучать геологию океанического дна, занимающего около 71% всей площади земной поверхности. Геофизические исследования показали, что существуют различия в строении и мощности земной коры под континентами и океанами.

Такие исследования не только обогащают науку, они приносят важные практические результаты.

В ближайшие десятилетия, вероятно, осуществится геологическая съемка материковой отмели и, может быть, даже материкового склона (см. стр. 134).

Возрастет мировая добыча нефти с морского дна, начнется разработка марганцевых руд со дна океана и т. д.

Рис . На дрейфующей станции около Северного полюса теодолитом определяют широту и долготу .

Успехи географических и геологических наук усиливают власть людей над природой и помогают лучше использовать богатства недр Земли.

В нашей стране труд географа и геолога почетен и благороден. Он направлен на пользу великого дела — строительства коммунизма.

 


Читайте:



Алфавитный список химических элементов

Алфавитный список химических элементов

8.1. Что такое химическая номенклатура Химическая номенклатура складывалась постепенно, в течение нескольких столетий. По мере накопления...

Роберт гук краткая биография Биография роберта гука биология кратко

Роберт гук краткая биография Биография роберта гука биология кратко

Место рождения Фрешвотер [d] , Остров Уайт , Юго-Восточная Англия , Англия Гука смело можно назвать одним из отцов физики , в...

Салат «Вальдорф» — легендарное блюдо и лучшие рецепты от шеф-поваров!

Салат «Вальдорф» — легендарное блюдо и лучшие рецепты от шеф-поваров!

>Уолдорфский салат появился в ресторане гостиницы с одноименным названием и изначально представлял собой смесь из яблока, сельдерея и измельченных...

Как получить налоговый вычет, открыв индивидуальный инвестиционный счет

Как получить налоговый вычет, открыв индивидуальный инвестиционный счет

Объемы средств индивидуальных инвестсчетов (ИИС) в России выросли почти в 2,5 раза. В России по данным на середину декабря 2016 года открыто более...

feed-image RSS