Главная - Материалы
Категории нефинансовых организаций. АОИ – о ком будут докладывать в первую очередь? В чём заключается автоматический обмен

29.06.2016

12 мая 2016 года в ходе Форума ОЭСР по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 года. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики РФ на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Что это означает для российских налогоплательщиков, а равно для нерезидентов, имеющих счета в России? Какая именно информация и в каком объёме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS) были разработаны на основании статьи 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. (в редакции Протокола 2010 г.).

На уровне Европейского Союза также действует Директива 2014/107/EU от 9 декабря 2014 года о внесении изменений в Директиву 2011/16/EU («Об административном сотрудничестве в области налогообложения») в части обязательного автоматического обмена информацией в области налогообложения. Данная Директива обязывает государства-члены ЕС привести свое законодательство в соответствие с требованиями MCAA и CRS.

«Нижний» (но отнюдь не менее важный) уровень регулирования включает национальное законодательство и подзаконные акты, непосредственно обеспечивающие исполнение обязательств по автоматическому обмену в каждой отдельной стране.

Отличие автоматического обмена от обмена «по запросу»

Обмен по запросу
(Конвенция 1988 в ред. Протокола 2010)
Автоматический обмен
(CRS)
Объём передаваемой информации По запросу одного государства другое государство предоставляет требуемую информацию относительно отдельных (конкретных) лиц и операций. Между компетентными органами передаются данные не об отдельных лицах, а массивы информации о нерезидентах, обслуживаемых финансовыми учреждениями страны-участницы обмена.
Информация, подлежащая обмену в рамках Конвенции – это «любая информация, …которая предположительно является важной для администрирования и обеспечения соблюдения законодательства в отношении налогов , на которые распространяется настоящая Конвенция» (п. 1 ст. 4). Закрытый перечень данных, подлежащих обмену, определён в разделе I Стандарта CRS, и ограничивается только данными о счетах нерезидентов, которыми располагают финансовые учреждения (в первую очередь – банки) участвующих юрисдикций.
Формат и периодичность обмена Информация передаётся в письменной форме в ответ на поступивший запрос. Информация предаётся автоматически в унифицированном электронном формате один раз в год (следующий за отчётным).

Между какими странами будет автоматический обмен?

Согласно статье 6 Конвенции 1988/2010, процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности «двух или более» сторон. На практике за основу была взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

На 28 июня 2016 года Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции. Часть стран обязалась осуществить первый (по сути – тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 года, часть – в сентябре 2018 г.

В сентябре 2017 года осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южн.), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, Острова Тёркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 года осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

Полный перечень стран, подписавших MCAA, можно найти по постоянной ссылке .

В чём заключается автоматический обмен?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно – налоговые) органы участвующей юрисдикции будут

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов других стран – участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран – участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц – резидентов своей страны.

Таким образом, информация будет передаваться по следующей цепочке:

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран-участниц MCAA (полученной ими от «подотчётных финансовых учреждений» в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

«Подотчётными финансовыми учреждениями» (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (в первую очередь – банки, но также и брокеры, депозитарии, страховые и др. компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться только при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчётных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объёме и порядке, предусмотренном Единым стандартом отчетности (CRS).

Подписывая MCAA каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

Какая информация будет передаваться автоматически?

Информация, подлежащая автоматическому обмену, включает (п. 2 ст. 2 MCAA):

a) для физических лиц: – в отношении каждого держателя счета (Account Holder);

для юридических лиц: наименование, адрес, идентификационный номер налогоплательщика – в отношении каждого юридического лица – держателя счета; а также имя, адрес, идентификационный номер налогоплательщика, дата рождения – в отношении физических лиц, идентифицированных в рамках процедур due diligence в качестве «контролирующих лиц» (Controlling Persons) данного юридического лица;

b) номер счета (или аналогичный по функции эквивалент);

c) наименование и идентификационный номер подотчётного финансового учреждения (банка);

d) остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года (а если счет был закрыт в этом году – на момент закрытия счета);

e) по cчетам депо (Custodial Account):

(1) общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

(2) общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчётное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

f) по депозитным счетам (Depository Account) – общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;

g) по любым иным счетам, не указанным в подпунктах 2(е) и (f), – общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об уже существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты также указываются каждым государством в приложении к подписываемому ими MCAA.

Подготовка к автоматическому обмену в рамках CRS

Банки передают информацию о подотчётных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

До начала автоматического обмена все банки (и иные подотчётные финансовые учреждения) стран-участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц) для того, чтобы «категоризировать» их для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнить недостающую для этого информацию.

Указанная информация будет выявляться банками, во-первых, на основе уже имеющейся о них информации о клиенте, полученной в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»); а во-вторых, на основе информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).

Due diligence существующих счетов юридических лиц

Сразу обратим внимание, что, говоря о держателях счёта, под словом “entity” Стандарт понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и иные образования, включая товарищества, трасты и фонды.

Стандарт CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долларов США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчётные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, – это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более «подотчётное лицо» (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо – резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене; либо
  • «пассивная нефинансовая организация» (Passive NFE) (далее – «пассивная НФО»), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран-участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе "Rules governing tax residence ".

Какие организации являются «активными» и «пассивными» для целей обмена информацией?

«Пассивная НФО» – это нефинансовая организация, не являющаяся «активной».

«Активная НФО» – это нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50%, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50%.

Кроме того, Стандарт предусматривает ряд других признаков, каждый (любой) из которых также позволит отнести организацию к «активной НФО», в частности:

  • акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг;
  • НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций;
  • холдинговые НФО (при определённых условиях);
  • НФО пока не ведёт деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность;
  • НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности;
  • НФО осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями, и не предоставляет услуг финансирования другим лицам;
  • НФО является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков).

Значение термина «пассивный доход» должно определяться на основании законодательства каждой участвующей юрисдикции. Согласно комментарию к разделу VIII Стандарта CRS (п. 126), под пассивным доходом обычно понимается часть общего дохода, включающая: а) дивиденды; б) проценты; в) доходы, аналогичные процентам; г) рентные платежи и роялти; д) аннуитеты; е) превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы; ж) превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки); з) превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой; и) чистый доход от сделок «своп»; к) суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Итак, подотчётное финансовое учреждение (банк) должно осуществить следующие процедуры due diligence (то есть сбора либо актуализации информации о клиенте):

Во-первых, определить, является ли организация (entity) подотчётным лицом. Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счёта.

Если согласно имеющейся информации держатель счёта является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счёт будет рассматриваться как «подотчётный» (то есть информацию о нём банк должен будет передать налоговому органу своей страны), кроме случаев, когда держатель счёта сам не заявит о том, что он не является подотчётным лицом, либо это не установит банк на основании информации, находящейся в его распоряжении, либо из публичных источников.

Во-вторых, определить, является ли организация «пассивной НФО» с одним или более контролирующим лицом, являющимися подотчётными лицами. Для этого необходимо:

1) Определить, является ли держатель счёта пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счёта является активной НФО);

2) Определить контролирующих лиц держателя счёта. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;

3) Определить, является ли контролирующее лицо «подотчётным». Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счёта пассивной НФО не превышает 1 000 000 долларов США; либо специально анкетирует держателя счёта или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом.

Говоря о «контролирующем лице», Стандарт CRS отсылает к толкованию термина «бенефициарный владелец», которое даётся в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств). Согласно ему, бенефициарный владелец – это физическое лицо (лица), которое в конечном счёте владеет клиентом или контролирует его, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка.

В результате, если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является «подотчётным лицом», то обмену будет подлежать не только информация о счёте клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

Due diligence существующих счетов физических лиц

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся у него информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт разделяет существующие счета физических лиц на:

- «счета с низкой стоимостью» (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчётного года не превышает 1 000 000 долларов США; и

- «счета с высокой стоимостью» (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долларов США на 31 декабря отчётного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важно обратить внимание, что автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку Стандарт не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счёт из-под автоматического обмена.

Сроки due diligence для «первой очереди» участвующих стран

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2017 году (например, Кипра, Латвии, Эстонии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство клиента, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) перед установлением с ними деловых отношений – начиная с 1 января 2016 г.;
  • завершить due diligence (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долларов США, – до 31 декабря 2016 г.;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – до 31 декабря 2017 г.

Сроки due diligence для «второй очереди» участвующих стран

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2018 году (например, России, Швейцарии, Австрии), должны будут:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – с 1 января 2017 г.;
  • завершить due diligence существующих клиентов – физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долларов США, – до 31 декабря 2017 г.;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц – нерезидентов страны банка) – до 31 декабря 2018 г.

Обобщение

Итак, в порядке автоматического обмена направляется информация:

  • о физических лицах (держателях счёта), являющихся резидентами юрисдикции, участвующей в MCAA, – в налоговые органы данной юрисдикции;
  • о юридических лицах (держателях счёта), являющихся как активными, так и пассивными нефинансовыми организациями, – в налоговые органы страны, резидентами которой эти юридические лица являются (если эта страна участвует в MCAA);
  • о контролирующих лицах (бенефициарных владельцах) пассивных НФО (держателей счёта), если эти контролирующие лица являются резидентами стран, участвующих в MCAA, – в налоговые органы страны, резидентами которой являются эти контролирующие лица.
Держатель счёта в банке страны, участвующей в MCAA Какая информация передаётся налоговому органу страны банка В какую юрисдикцию налоговый орган страны банка передаёт информацию
Физическое лицо О счёте данного физического лица В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является данное физическое лицо
«Активная» компания О счёте данной компании
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) без бенефициаров – резидентов участвующих юрисдикций
«Пассивная» компания (резидент участвующей юрисдикции) с бенефициарами – резидентами участвующих юрисдикций О счёте данной компании В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является компания
1) О счёте данной компании;
2) О бенефициаром владельце компании
В юрисдикцию, налоговым резидентом которой является бенефициар.

Пример 1. Компания, зарегистрированная на Британских Виргинских островах, имеет банковский счёт на Кипре. Обе юрисдикции участвуют в MCAA и начинают обмен в 2017 году. В этом случае кипрский банк направляет кипрскому налоговому органу данные о счёте компании (держателя счёта), а затем кипрский налоговый орган передаёт данную информацию уполномоченному органу BVI. Если компания не является «пассивной НФО» с бенефициарами – резидентами юрисдикций, участвующих в MCAA, процесс завершается.

Пример 2. Если имеет место та же ситуация (см. пример 1), однако банк классифицировал компанию как «пассивную НФО» и установил, что её бенефициаром является физическое лицо – резидент участвующей в MCAA юрисдикции, например, России. В этом случае кипрский банк передаёт налоговому органу Кипра информацию не только о компании – держателе счёта, но и её бенефициаре. Налоговый орган, в свою очередь, направляет на BVI данные о счёте компании, а в Россию (юрисдикцию налогового резидентства бенефициара) – как данные о счёте компании, так и сведения о её бенефициаре (учитывая, что в отношении России это будет возможно лишь начиная с сентября 2018).

Важно учитывать, что…

1. Автоматический обмен не будет являться тотальной и всеохватывающей передачей информации «всем и обо всех». Объём информации, подлежащей обмену, строго определён Стандартом CRS и ограничен целым рядом «фильтров»:

Есть участвующие в обмене страны, и есть страны, пока не взявшие на себя такие обязательства;

Участвующие страны вступают в практическую фазу обмена не одновременно;

Информация, подлежащая передаче, ограничивается только той информацией, которой располагают банки (или иные финансовые учреждения, ведущие счета клиентов). Информация, которой располагают иные субъекты (например, органы регистрации юридических лиц, нотариусы, налоговые органы вне рамок компетенции по автоматическому обмену, органы финансовой разведки, правоохранительные органы и др.) – под автоматический обмен не подпадает;

Для счетов юридических лиц установлена планка в 250 000 долларов США. Если остаток на счете ниже этого порога, информация о таком счете обмену не подлежит;

Сбору (актуализации) и передаче подлежит не любая информация, а только установленный Стандартом CRS закрытый перечень сведений о счетах, клиентах и контролирующих лицах;

Данные о контролирующих лицах (бенефициарах) передаются не по всем счетам, а лишь по тем, чьими владельцами являются так называемые «пассивные» компании, чьи бенефициары являются резидентами участвующих в обмене стран. Такая «категоризация» для целей обмена будет осуществляться самими банками посредством стандартных процедур AML/KYC с поправкой на новые требования CRS и дополнительного анкетирования клиентов;

Возможны (и неизбежны) трудности, связанные с имплементацией Стандарта CRS в законодательство отдельных стран. Несвоевременное внесение изменений в национальные законы, принятие подзаконных актов и разъяснений регуляторов, и иные юридические и технические препятствия могут затруднить практическое осуществление обмена в заявленные сроки и с охватом всех участвующих юрисдикций.

2. Тем не менее, автоматический обмен может стать одним из альтернативных источников информации, с помощью которого налоговые органы РФ смогут установить факт наличия у налогового резидента РФ незадекларированного счёта в иностранном банке или незадекларированной контролируемой иностранной компании. И то, и другое является правонарушением и, при определённых обстоятельствах, может повлечь меры налоговой (ст. 129.5, 129.6 НК РФ), административной (ст. 15.25 КоАП) или уголовной (ст. 198, 199 УК РФ) ответственности. Присоединение России к автоматическому обмену неоднократно декларировалось как один из ключевых способов повышения эффективности администрирования налогообложения КИК.

3. По замыслу разработчиков MCAA и CRS, в определённой перспективе механизм автоматического обмена должен приобрести практически глобальный (по числу присоединившихся стран) характер. Вне данной системы, в конечном счёте, могут остаться лишь самые «маргинальные» или малозначимые территории, непригодные для ведения международного бизнеса и хранения сбережений, так что перенос в такие юрисдикции налогового резидентства или банковских счетов будет лишён всякого смысла. Напротив, участие в автоматическом обмене станет одним из признаков, положительно влияющих на деловой имидж той или иной юрисдикции.

Учитывая требования нормативных актов Латвийской Республики, вытекающие из обязательных для Латвийской Республики нормативных актов Европейского союза и обязательных для Латвийской Республики или Европейского союза международных соглашений в налоговой сфере, целью которых является укрепление взаимного административного сотрудничества стран в борьбе против мошенничества в налоговой сфере и уклонения от уплаты налогов, ликвидируемый ABLV Bank, AS имеет законное обязательство обобщать и документировать данные о налоговом резиденстве клиента / бенефициаров клиента, а также предоставлять Службе государственных доходов Латвийской Республики информацию о резидентах тех стран, административное сотрудничество с которыми предусматривает обмен информацией о финансовых активах.

Клиентом признается любое физическое лицо и любая юридическая структура (со статусом юридического лица или без него), которому ликвидируемый ABLV Bank, AS или любое его дочернее предприятие оказывает финансовые услуги или которые подали в ликвидируемый ABLV Bank, AS или любое его дочернее предприятие заявку на получение финансовых услуг.

Бенефициаром (истинным выгодоприобретателем) признается любое физическое лицо:

  • в чьей собственности или под прямым или косвенным контролем которого находятся по меньшей мере 25 процентов основного капитала или общего числа акций с правом голоса коммерсанта или которое иначе контролирует деятельность коммерсанта;
  • которое напрямую или косвенно имеет право на собственность или под прямым или косвенным контролем которого находятся по меньшей мере 25 процентов юридической структуры, не являющейся коммерсантом. Истинным выгодоприобретателем некоммерческой организации (учреждения) признается лицо или группа лиц, в пользу которых организация (учреждение) созданно. Истинным выгодоприобретателем политической партии, товарищества и кооперативного общества считается соответствующая политическая партия, товарищество или кооперативное общество;
  • в пользу или интересах которого установлены деловые отношения или
  • в пользу или интересах которого проводится отдельная сделка без установления деловых отношений.

FATCA

С 1 июля 2014 года в отношении латвийских финансовых учреждений вступили в силу требования закона США «О налоговом соответствии иностранных счетов» (Foreign Account Tax Compliance Act of the United States of America ; далее - FATCA). Требования FATCA вступили в силу на основании межправительственного соглашения .

Ликвидируемый ABLV Bank, AS принял обязательство соблюдать требования FATCA, и его статус FATCA согласно вышеупомянутому межправительственному соглашению - «подотчетный финансовое учреждение по Модели 1» (Reporting Model 1 FFI ). Номер регистрации ABLV Bank в целях исполнения FATCA (Global Intermediary Identification Numbe r) - 5G93DV.99999.SL.428.

В целях исполнения требований FATCA ликвидируемый ABLV Bank, AS может связываться с клиентом / бенефициарами клиента, чтобы запросить информацию или документальные доказательства (в т. ч. налоговые формы Налогового управления США), подтверждающие является или не является клиент / бенефициар клиента персоной США, а в случае, если клиент является финансовым учреждением – участвует или не участвует клиент в исполнении требований FATCA.

Для целей FATCA персоной США может признаваться:

  • гражданин США;
  • резидент США;
  • любое юридическое лицо (или другая единица), которое учреждено / зарегистрировано в США, любом штате США или округе Колумбия, или которое учреждено / зарегистрировано / действует согласно правовым актам США, любого штата США или округа Колумбия;
  • траст, если согласно применимым правовым актам или учредительным документам суд США уполномочен издавать распоряжения или выносить решения касательно практически всех вопросов в связи с администрированием траста, и одна или несколько персон США уполномочены осуществлять контроль над всеми существенными решениями траста;
  • имущество умершего лица, являвшегося гражданином или резидентом США.

Гражданином США может признаваться:

  • физическое лицо, являющееся гражданином / подданным США;
  • физическое лицо-держатель удостоверяющего личность документа, выданного США;
  • физическое лицо, родившееся в США, Пуэрто-Рико, на острове Гуам, Виргинских островах Соединенных Штатов;
  • физическое лицо, чьим родителем является гражданин США;
  • бывший иностранец, ставший гражданином США в порядке натурализации.

Резидентом США может признаваться:

  • физическое лицо, соответствующее критериям существенного пребывания (substantial presence test ), т. е. пребывающее в США ≥31 дня в текущем календарном году и ≥183 дня в течение последних трех лет, что включает в себя текущий год и два года, непосредственно предшествующие текущему. Для исполнения критерия 183 дней учитываются все дни пребывания лица в США в текущем году, 1/3 количества дней пребывания в году, предшествующем текущему, и 1/6 количества дней пребывания во втором году, предшествующем текущему. Резидентами США могут не признаваться краткосрочно пребывающие в США представители иностранных правительственных делегаций, преподаватели / студенты с визами типа J / Q / F / M, спортсмены / участники, участвующие в благотворительных спортивных мероприятиях;
  • лицо с разрешением на постоянное пребывание в США (карта постоянного жителя США (Green Card )).

Для целей FATCA персонами США не признаются:

  • предприятие, чьи акции регулярно торгуются на одной или нескольких зарегистрированных биржах ценных бумаг;
  • предприятие-участник одной и той же расширенной группы связанных предприятий (согласно пп. 2 п. е) ст. 1471 Кодекса внутренних доходов США (U.S. Internal Revenue Code )), чьи акции регулярно торгуются на одной или нескольких зарегистрированных биржах ценных бумаг;
  • США или любое полностью принадлежащее США агентство или орган;
  • любой штат США, территория США, политическое подразделение любого штата или территории США, или любое полностью принадлежащее таковым агентство или орган;
  • любая организация, освобожденная от уплаты налогов согласно п. а) ст. 501 Кодекса внутренних доходов США (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/501), или индивидуальный пенсионный план, отвечающий определению в пп. 37 п. а) ст. 7701 упомянутого Кодекса (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/7701);
  • любое кредитное учреждение США, отвечающее определению в ст. 581 Кодекса внутренних доходов США (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/581);
  • любой траст, инвестирующий в недвижимость, отвечающий определению в ст. 856 Кодекса внутренних доходов США (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/856);
  • любая регулируемая инвестиционная компания, отвечающая определению в ст. 851 Кодекса внутренних доходов США (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/851), или любое предприятие, зарегистрированное в Комиссии по ценным бумагам и биржам США (U.S. Securities and Exchange Commission ) в соответствии с Законом об инвестиционных компаниях от 1940 года (15 U.S.C. 80a-64; www.law.cornell.edu/uscode/text/15/80a-64);
  • любой общий траст-фонд, отвечающий определению в п. а) ст. 584 Кодекса внутренних доходов США (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/854);
  • любой траст, освобожденный от уплаты налогов в соответствии с п. с) ст. 664 Кодекса внутренних доходов США (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/664) или определенный в пп. 1 п. а) ст. 4947 упомянутого Кодекса (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/4947);
  • дилер, осуществляющий сделки с ценными бумагами, товарами или производными финансовыми инструментами (включая контракты на номинальную основную сумму, фьючерсы, форвардные сделки и опционы) и зарегистрированный в таком качестве согласно правовым актам США или любого штата США;
  • брокер, отвечающий определению в п. с) ст. 6045 Кодекса внутренних доходов США (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/6045), или
  • любой освобожденный от уплаты налогов траст, соответствующий плану, указанному в п. b) ст. 403 (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/403) или п. g) ст. 457 (www.law.cornell.edu/uscode/text/26/457) Кодекса внутренних доходов США.

Понятие персоны США толкуется в соответствии с Кодексом внутренних доходов США .

Налоговые формы Налогового управления США:

1. Сертификат иностранного статуса бенефициарного владельца (физического лица) («Certificate of Foreign Status of Beneficial Owner for United States Tax Withholding and Reporting (Individuals)») - W-8BEN , инструкция по заполнению ;
2. Сертификат иностранного статуса бенефициарного владельца (юридического лица) («Certificate of Status of Beneficial Owner for United States Tax Withholding and Reporting (Entities)») - W-8BEN-E , инструкция по заполнению ;
3. Сертификат статуса посредника, подтверждающий, что владелец счета не является бенефициарным владельцем, но действует в качестве посредника, сквозной структуры или американского филиала («Certificate of Foreign Intermediary, Foreign Flow-Through Entity, or Certain U.S. Branches for United States Tax Withholding and Reporting») - W-8IMY , инструкция по заполнению ;
4. Сертификат иностранного лица (физического или юридического), чьи доходы связаны с ведением торговли или предпринимательской деятельности на территории США («Certificate of Foreign Person"s Claim That Income Is Effectively Connected With the Conduct of a Trade or Business in the United States») - W-8ECI , инструкция по заполнению ;
5. Сертификат идентификационного номера налогоплательщика (резидента США) («Request for Taxpayer Identification Number and Certification») - W-9 и инструкция по заполнению ;

OECD CRS

OECD CRS - это единый стандарт по автоматическому обмену финансовой информацией в налоговых целях, который разработан Организацией по Экономическому Сотрудничеству и Развитию (рус.: ОЭСР, англ.: OECD), и основывается на принципах FATCA.

В рамках OECD CRS Латвия осуществляет сотрудничество со странами-участницами ЕС на основании Директивы 2011/16/EU от 15 февраля 2011 года об административном сотрудничестве в налоговой сфере, которая отменяет Директиву 77/799/EEC, а со странами, не входящими в ЕС, на основании заключаемых с такими странами соглашений.

Для обеспечения выполнения требований OECD CRS в Латвии утверждены поправки к законам “О налогах и пошлинах” и “О кредитных учреждениях”, а также разработаны Правила Кабинета Министров Nr.20 от 05.01.2016 “Порядок, в котором финансовое учреждение выполняет процедуры надлежащей проверки финансовых счетов и представляет Службе государственных доходов информацию о финансовых счетах”.

Список участвующих юрисдикций, о резидентах которых латвийские финансовые учреждения должны предоставлять сведения в службу государственных доходов Латвийской Республики в рамках автоматического обмена информации о финансовых счетах (OECD CRS):
Австралия, Австрия, Азербайджанская Республика, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аргентина, Аруба, Багамские острова, Барбадос, Бахрейн, Белиз, Бельгия, Болгария, Бразилия, Бруней, Вануату, Великобритания, Венгрия, Гана, Германия, Гернси, Гибралтар, Гонконг, Гренада, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Доминика, Израиль, Индия, Индонезия, Ирландия, Исландия, Италия, Исламская Республика Пакистан, Испания, Канада, Кипр, Китай, Колумбия, Коста-Рика, Кувейт, Кюрасао, Ливан, Литва, Лихтенштейн, Люксембург, Маврикий, Макао, Малайзия, Мальта, Маршалловы острова, Мексика, Монако, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Новая Зеландия, Норвегия, Острова Кука, Остров Мэн, Панама, Польша, Португалия, Республика Корея, Российская Федерация, Румыния, Самоа, Сан-Марино, Саудовская Аравия, Сейшельские Острова, Сент-Винсент и Гренадины, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сингапур, Синт-Мартен, Словакия, Словения, Тринидад и Тобаго, Турция, Уругвай, Фареры, Федеративная Республика Нигерия, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Чили, Швейцария, Швеция, Эстония, ЮАР, Япония.

В целях исполнения требований OECD CRS, ликвидируемый ABLV Bank, AS может связываться с клиентом / бенефициаром клиента, чтобы запросить информацию или документы, подтверждающие налоговое резидентство клиента/бенефициара клиента, а в случае, если клиент является юридическим лицом (или структурой без образования юридического лица) - классификацию клиента согласно OECD CRS.

Налоговое резидентство для целей OECD CRS

OECD CRS не содержит стандартной дефиниции налогового резидентства, поэтому клиент / бенефициар клиента для подтверждения своего налогового резидентства должен руководствоваться законами страны своего резидентства.

Как правило, лицо считается налоговым резидентом той страны, в которой оно уплачивает налог на доходы, постоянно проживает, гражданином или подданным которой является (физические лица), или в которой оно учреждено, зарегистрировано / фактически находится его постоянно действующий исполнительный орган (юридические лица). При этом, лицо не считается резидентом страны, в которой подоходными налогами облагаются только те его доходы, которые получены исключительно из источников, находящихся в этой стране, или от размещенного в этой стране капитала.

Необходимо учитывать, что в каждой стране разработаны свои правила определения налогового резидентства. Дополнительная информация о правилах определения резидентства в каждой стране-участнице OECD CRS доступна . Дополнительная информация об определении номера налогоплательщика доступна .

Следует иметь в виду, что лицо может являться налоговым резидентом нескольких стран (двойное резидентство).

В случаях, если юридическое лицо не признается налоговым резидентом ни в одной стране, в целях OECD CRS оно признается резидентом в стране фактического нахождения своего постоянно действующего исполнительного органа (адрес фактического управления компанией).

Адресом фактического управления компанией считается адрес, по которому обычно проходят заседания / собрания главных (руководящих) должностных лиц организации (например, совета директоров, совета, правления), на которых по существу рассматриваются и решаются основные вопросы, связанные с управлением и основной деятельностью. Управление юридическим лицом может производиться из нескольких мест, но только в одном месте по существу рассматриваются и решаются указанные выше главные вопросы деятельности организации. Чтобы определить адрес фактического управления компанией важно учитывать все соответствующие факты и обстоятельства.

Классификация клиента согласно OECD CRS

Активная нефинансовая организация - любая нефинансовая организация (т. е. организация, не являющаяся финансовым учреждением) со статусом юридического лица или без него, которая соответствует по меньшей мере одному из указанных ниже критериев:
1) менее 50% валового дохода нефинансовой организации за предыдущий календарный год или другой отчетный период составляет пассивный доход и менее 50% активов нефинансовой организации за предыдущий календарный год или другой отчетный период являются активами, удерживаемыми с целью получения пассивного дохода;
2) акции нефинансовой организации регулярно торгуются на общепризнанном рынке ценных бумаг, или нефинансовая организация является связанным лицом другой организации, акции которой регулярно торгуются на общепризнанном рынке ценных бумаг;
3) нефинансовая организация является государственным учреждением, международной организацией, центральным банком или юридической структурой, принадлежащей таковым;
4) деятельность нефинансовой организации связана с владением (полностью или частично) акций, эмитированных одним или несколькими такими связанными с этой организацией предприятиями, которые занимаются торговлей или другой коммерческой деятельностью, не являющейся деятельностью финансового учреждения, а также предоставлением услуг финансирования и других услуг таким связанным предприятиям. Нефинансовая организация не может признаваться активной нефинансовой организацией, если она функционирует (или позиционирует себя) как инвестиционный фонд, такой как фонд прямых инвестиций, венчурный фонд, фонд покупки предприятий с использованием заемных средств или любой инвестиционный механизм, цель которого заключается в приобретении или финансировании компаний с последующим владением долями в этих компаниях как капитальными активами в инвестиционных целях;
5) нефинансовая организация пока не ведет и ранее не вела хозяйственную деятельность, но инвестирует капитал в активы с намерением вести хозяйственную деятельность, которая не является деятельностью финансового учреждения, при условии, что нефинансовая организация не отвечает критериям данного исключения по прошествии 24 месяцев после даты изначального учреждения организации;
6) нефинансовая организация не являлась финансовым учреждением в течение предыдущих пяти лет и находится в процессе ликвидации своих активов или реорганизации с намерением продолжить или возобновить хозяйственную деятельность, которая не является хозяйственной деятельностью финансового учреждения;
7) нефинансовая организация главным образом занимается тем, что заключает сделки финансирования и хеджирования с или по поручению связанных лиц, которые не являются финансовыми учреждениями, и не предоставляет услуг финансирования или хеджирования любой другой организации, не являющейся связанным с ней лицом, при этом группа любых таких связанных лиц главным образом занимается хозяйственной деятельностью, которая не является деятельностью финансового учреждения;
8) нефинансовая организация отвечает всем перечисленным ниже критериям:

  • учреждена и действует исключительно в религиозных, благотворительных, научных целях, целях, связанных с искусством, культурой, спортом или образованием либо учреждена и действует в стране своего резиденства и является профессиональным объединением, союзом предпринимателей, торговой палатой, трудовой организацией, сельскохозяйственным или садоводческим обществом, гражданским союзом или организацией, действующей исключительно с целью способствовать общественному благосостоянию;
  • освобождена от подоходного налога в юрисдикции своего места нахождения;
  • не имеет акционеров или участников, которым принадлежит собственнический или бенефициарный интерес в ее доходе или активах;
  • в соответствии с применимыми правовыми актами страны резиденства нефинансовой организации или в соответствии ее учредительными документами не допускается какое-либо распределение или использование доходов или активов организации к выгоде других лиц, не являющихся благотворительной организацией, за исключением случаев, когда такое распределение связано с благотворительной деятельностью этой нефинансовой организации, или уплатой обоснованного вознаграждения за полученные организацией услуги, или платой, отражающей справедливую рыночную стоимость имущества, приобретенного данной организацией; и
  • в соответствии с применимыми правовыми актами страны резиденства нефинансовой организации или в соответствии с ее учредительными документами, в случае ликвидации или реорганизации нефинансовой организации все ее активы подлежат передачи государственному учреждению или другой бесприбыльной некоммерческой организации.

Пассивный доход - доля валового дохода пассивной нефинансовой организации, состоящая из:

  • дивидендов;
  • процентов и аналогичных доходов;
  • ренты и роялти, помимо ренты и роялти, полученных в ходе ведения основной коммерческой деятельности организации;
  • аннуитета;
  • доходов от отчуждения таких финансовых активов, которые приносят указанный в п. 1–4 пассивный доход (за исключением дохода, полученного в результате основной деятельности брокера / дилера);
  • доходов от сделок (включая фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки) с любыми финансовыми активами (за исключением дохода, полученного в результате основной деятельности брокера / дилера);
  • доходов от сделок по обмену валют (за исключением дохода, полученного в результате основной деятельности брокера / дилера);
  • чистого дохода от сделок «своп» (за исключением дохода, полученного в результате основной деятельности брокера / дилера);
  • сумм, полученных по договорам страхования с накоплением средств;
  • других доходов, которые по своей экономической сути приравниваются к доходам, указанным в п. 1–9.

Пассивная нефинансовая организация :
1) нефинансовая организация (со статусом юридического лица или без него), которая не соответствует критериям активной нефинансовой организации;
2) указанная инвестиционная компания.

Указанная инвестиционная компания - инвестиционная компания, доходы которой главным образом связаны с инвестированием, реинвестированием или куплей-продажей финансовых активов, если этой компанией управляет другая организация, которая является депозитным учреждением, депозитарным учреждением, специализированной страховой компанией или инвестиционной компанией, которая отвечает критериям, указанным в п. 1 определения инвестиционной компании.

Финансовое учреждение - депозитарное учреждение, депозитное учреждение, инвестиционная компания или специализированная страховая компания.

Депозитарное учреждение - учреждение, значительную часть хозяйственной деятельности которого составляет хранение финансовых активов других лиц.

Депозитное учреждение - учреждение, принимающее вклады и другие средства платежа в ходе обычной банковской деятельности, деятельности кредитно-сберегательного общества, деятельности учреждения, предоставляющего платежные услуги, деятельности эмитента электронных денег или аналогичной хозяйственной деятельности.

Инвестиционная компания - учреждение:
1) хозяйственная деятельность которого главным образом заключается в осуществлении одной или нескольких из следующих деятельностей или операций от имени или по поручению клиента:
a) совершение сделок с инструментами денежного рынка (например, чеки, векселя, депозитные сертификаты, производные инструменты), иностранной валютой, инструментами валютного курса, процентной ставки и индексными инструментами, переводными ценными бумагами или товарными фьючерсами, торговля которым осуществляется на регулируемом рынке,
b) управление индивидуальными и коллективными портфелями инвесторов на основании предоставленных инвесторами полномочий,
c) иное инвестирование, управление или администрирование финансовых активов или денежных средств от имени или по поручению клиента;
2) доход которого главным образом приходится на инвестирование, реинвестирование или куплю-продажу финансовых активов, если компанией управляет другая организация, являющаяся депозитным учреждением, депозитарным учреждением, специализированной страховой компанией или инвестиционной компанией, которая отвечает критериям, приведенным в пункте 1 настоящего определения.
Инвестиционной компанией не считается компания, которая является активной нефинансовой организацией, отвечающей критериям, приведенным в пунктах 4, 5, 6 или 7 определения активной нефинансовой организации.

Финансовые активы - это ценные бумаги (в том числе доли капитала или акции хозяйственного общества, товарищества или доли участия либо фактическое владение долями участия в товариществе или трасте с широким кругом участников или находящемся в публичном обращении, векселя, облигации, долговые расписки или другие долговые свидетельства), доли участия в товариществе, товарные контракты, договоры «своп» (включая процентные свопы, валютные свопы, базисные свопы, договоры о фиксированном максимуме и минимуме процентных ставок, товарные свопы, свопы на капитальные ценные бумаги, свопы на индексы капитальных ценных бумаг и аналогичные контракты), договоры страхования или аннуитета или любое участие (в том числе торгуемые на регулируемом рынке и не торгуемые на регулируемом рынке фьючерсы или опционы) в ценных бумагах, долях участия в товариществах, товарных контрактах, договорах «своп», договорах страхования или договорах аннуитета, за исключением права на долю в недвижимости, не связанного с долговым финансированием.

Специализированная страховая компания - это страховое общество (или общество, управляющее страховым обществом), которое заключает договоры страхования с накоплением средств или договоры аннуитета или обязано совершать платежи по таким договорам.

Государственное учреждение - государственный субъект публичного права, включая территориальные единицы государства (например, органы самоуправления различных уровней, федеральные единицы, волость, город, край, штат, провинция, округ) или сформированное (учрежденное) административно-территориальной единицей государства агентство или орган; тесно связанное с государством лицо и подконтрольный орган.

Международная организация - организация, отвечающая всем следующим критериям:
1) в ее состав входят государства или их правительства;
2) она заключила действующее соглашение о нахождении штаб-квартиры за рубежом;
3) от ее доходов не получают выгоду частные лица.
Международной организацией также считается орган международной организации или агентство, полностью принадлежащее международной организации.

Детальная информация об OECD CRS доступна на портале OECD .

Предоставленная в данном разделе информация о FATCA и OECD CRS носит информационный характер. Информация не содержит, не является и не может быть расценена как юридический и/или налоговый анализ, рекомендация или консультация. Информация подготовлена с использованием указанных в данном разделе источников, которые считаются достоверными на момент публикации этого материала, но не подвергались отдельной проверке.

Ликвидируемый ABLV Bank, AS призывает клиентов внимательно изучить информацию по вопросам, связанным с налоговым резидентством и статусом / классификацией клиента/бенефициара клиента согласно FATCA / OECD CRS, принимая во внимание все индивидуальные факты и обстоятельства, а также незамедлительно сообщать ликвидируемому ABLV Bank, AS обо всех обстоятельствах или изменениях в ранее предоставленных сведениях, которые могут повлиять на налоговое резидентство или статус / классификацию клиента/бенефициара клиента.

В случае любых неясностей просим найти возможность обратиться в компетентные налоговые органы и / или к профессиональным консультантам по юридическим или налоговым вопросам.

Рассмотрим изменения в международном законодательстве в части налогового и финансового обмена информацией, в раскрытии информации по счетам физических и юридических лиц, имеющих активы за рубежом. В дополнение к этому представим модели обмена информацией на примере разных юрисдикций.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

12.05.2016 в ходе Форума Организация экономического сотрудничества и развития по налоговому администрированию в Пекине ФНС России подписала Многостороннее соглашение компетентных органов об автоматическом обмене информацией о финансовых счетах. Первый такой обмен для России намечен на сентябрь 2018 г. Данная мера была предусмотрена «Основными направлениями налоговой политики Российской Федерации на 2016 год и на плановый период 2017 и 2018 годов».

Многостороннее соглашение компетентных органов (Multilateral Competent Authority Agreement, MCAA ) и Единый стандарт отчетности по автоматическому обмену информацией о финансовых счетах (Common Reporting Standard, CRS ) были разработаны на основании ст. 6 Конвенции о взаимной административной помощи по налоговым делам 1988 г. в ред. Протокола от 27.05.2010 (далее — Конвенция 1988/2010).

Что означает для российских налогоплательщиков, для нерезидентов, имеющих счета в России, подписание МССА? Какая именно информация и в каком объеме будет подпадать под автоматический обмен? Кто, как и с кем будет обмениваться такой информацией?

МЕЖДУ КАКИМИ СТРАНАМИ БУДЕТ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН?

Согласно ст. 6 Конвенции 1988/2010 процедуры автоматического обмена определяются по взаимной договоренности двух или более сторон. На практике за основу взята модель многостороннего соглашения, в силу чего странам, подписавшим такое соглашение, уже не потребуется подписывать между собой отдельные двусторонние соглашения.

К СВЕДЕНИЮ

На 28.06.2016 Многостороннее соглашение компетентных органов подписали 83 юрисдикции . Часть стран обязалась осуществить первый (по сути — тестовый) автоматический обмен информацией в сентябре 2017 г., часть — в сентябре 2018 г.

В сентябре 2017 г . осуществить первый автоматический обмен обязались Ангилья, Аргентина, Барбадос, Бельгия, Бермуды, Болгария, Британские Виргинские острова, Великобритания, Венгрия, Германия, Гернси, Гибралтар, Гренландия, Греция, Дания, Джерси, Индия, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Каймановы острова, Кипр, Колумбия, Корея (Южная), Кюрасао, Латвия, Лихтенштейн, Литва, Люксембург, Мальта, Мексика, Монтсеррат, Нидерланды, Ниуэ, Норвегия, Остров Мэн, острова Теркс и Кайкос, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, Сейшельские острова, Словакия, Словения, Фарерские острова, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция, Эстония, ЮАР.

В сентябре 2018 г . осуществить первый автоматический обмен обязались Австралия, Австрия, Албания, Андорра, Антигуа и Барбуда, Аруба, Белиз, Гана, Гренада, Израиль, Индонезия, Канада, Китай, Коста-Рика, Маврикий, Малайзия, Маршалловы острова, Монако, Науру, Новая Зеландия, Острова Кука, Россия, Сент-Китс и Невис, Сент-Люсия, Сент-Винсент и Гренадины, Самоа, Синт-Маартен, Чили, Швейцария, Япония.

В ЧЕМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ АВТОМАТИЧЕСКИЙ ОБМЕН ИНФОРМАЦИЕЙ?

В рамках автоматического обмена компетентные (обычно налоговые) органы участвующей юрисдикции будут:

  • получать от финансовых учреждений своей страны информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов других стран — участников MCAA;
  • ежегодно передавать данную информацию компетентным органам этих стран;
  • получать от компетентных органов других стран — участников MCAA информацию о счетах физических и юридических лиц — резидентов своей страны .

Обмен информацией будет осуществляться между компетентными органами стран — участниц MCAA (полученной ими от подотчетных финансовых учреждений в своих странах) ежегодно на автоматической основе в унифицированном электронном формате.

Подотчетными финансовыми учреждениями (Reporting Financial Institutions) являются любые финансовые учреждения юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене (банки, брокеры, депозитарии, страховые и другие компании), за исключением правительственных учреждений, международных организаций, центральных банков, государственных пенсионных фондов и прочих юридических лиц, имеющих низкий уровень риска быть использованными в целях уклонения от уплаты налогов.

Обмен информацией за конкретный календарный год между компетентными органами соответствующих стран может осуществляться при условии, если:

  • для данных органов MCAA вступило в силу;
  • в их странах имеется и действует внутреннее законодательство, требующее от подотчетных финансовых учреждений отчитываться за такой календарный год в объеме и порядке, предусмотренном Стандартом CRS.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Подписывая MCAA, каждое государство определяет месяц и год начала обмена информацией. Обмен должен быть осуществлен в течение 9 месяцев после окончания календарного года, за который предоставляется информация.

КАКАЯ ИНФОРМАЦИЯ БУДЕТ ПЕРЕДАВАТЬСЯ АВТОМАТИЧЕСКИ?

Информация , подлежащая автоматическому обмену , включает (п. 2 ст. 2 MCAA ):

  • имя физического лица, наименование юридического лица, идентификационный номер налогоплательщика, дата и место рождения физического лица, адрес юридического лица, а также имя, ИНН, дата и место рождения физических лиц, контролирующих юридические лица (после проведения процедуры due diligence компетентными органами в соответствии со Стандартом CRS);
  • номер банковского счета (или аналогичный по функции эквивалент, если номер счета отсутствует);
  • наименование и идентификационный номер подотчетного финансового учреждения (банка);
  • остаток денежных средств на счете на конец соответствующего календарного года или на момент закрытия счета, если счет был закрыт в этом году;
  • по cчетам депо (Custodial Account):

Общая сумма процентов, дивидендов или иного дохода, полученного в отношении активов, размещенных на таком счете за календарный год или иной отчетный период;

Общая поступившая на счет выручка от продажи или выкупа активов, в отношении которых подотчетное финансовое учреждение выступало депозитарием, брокером, номинальным держателем или агентом держателя счета;

  • по депозитным счетам (Depository Account) — общая сумма процентов, поступивших на счет за календарный год или иной отчетный период;
  • по остальным типам счетов — общая сумма, поступившая держателю счета за календарный год или иной отчетный период.

Обмену будет подлежать информация как о вновь открываемых счетах (начиная с определенной даты), так и об существующих счетах (уже открытых на определенную дату). Эти даты каждое государство указывает в приложении к подписываемому MCAA.

ПОДГОТОВКА К АВТОМАТИЧЕСКОМУ ОБМЕНУ В РАМКАХ CRS

Банки передают информацию о подотчетных счетах в налоговые органы своей страны в календарном году, следующем за годом, к которому данная информация относится.

До начала автоматического обмена все банки (и другие подотчетные финансовые учреждения) стран — участниц MCAA должны будут осуществить специальные процедуры due diligence в отношении существующих и вновь открываемых счетов своих клиентов (как физических, так и юридических лиц). Цель — категоризация счетов для целей последующей передачи данных в налоговые органы и восполнение недостающей для этого информации.

Информацию банки будут выявлять на основе:

  • имеющихся сведений о клиенте, полученных в результате принятых данным банком процедур AML/KYC («знай своего клиента»);
  • информации, отдельно заявляемой самим клиентом (self-certification).

DUE DILIGENCE СУЩЕСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ

Говоря о держателях счета, под словом «entity» Стандарт CRS понимает не только собственно юридических лиц (корпорации), но и другие образования, включая товарищества, трасты и фонды.

CRS выводит из-под автоматического обмена существующие счета юридических лиц (Preexisting Entity Accounts), агрегированный остаток на которых не превышает 250 000 долл . США на 31 декабря соответствующего года. То есть идентификация, сверка и передача информации о таких счетах осуществляться не будет.

Подотчетные счета (Reportable Accounts), то есть счета, информация о которых подлежит передаче, — это счета, держателями которых выступает:

  • одно или более подотчетное лицо (Reportable Person), то есть физическое или юридическое лицо — резидент юрисдикции, участвующей в автоматическом обмене;
  • (или) пассивная нефинансовая организация (Passive NFE) (далее — пассивная НФО), одно или более контролирующее лицо которой является резидентом участвующей юрисдикции.

К СВЕДЕНИЮ

Правила определения налоговой резидентности, принятые в каждой из стран — участниц MCAA, можно найти на портале автоматического обмена ОЭСР в разделе «Rules governing tax residence».

Активные и пассивные организации для целей обмена информацией

Пассивная НФО — это нефинансовая организация, не являющаяся активной.

Активная НФО — нефинансовая организация, пассивный доход которой за прошедший календарный год составил менее 50 %, а объем активов, порождающих пассивные доходы или предназначенных для их получения, составил за тот же период менее 50 %.

Стандарт CRS предусматривает ряд других признаков, каждый (любой ) из которых также позволит отнести организацию к активной НФО :

Акции НФО регулярно обращаются на организованных рынках ценных бумаг

НФО является государственной или международной организацией, центральным банком или организацией, которой полностью владеет какая-либо из упомянутых организаций

Холдинговые нефинансовые организации (при определенных условиях)

НФО пока не ведет деятельность и не имеет истории ведения деятельности, но инвестирует капитал в активы с намерением вести нефинансовую деятельность

НФО находится в процессе ликвидации или реорганизации в целях продолжения или возобновления нефинансовой деятельности

Нефинансовая организация осуществляет финансирование или хеджирование сделок со связанными нефинансовыми организациями и не предоставляет услуг финансирования другим лицам

Нефинансовая организация является некоммерческой организацией (отвечающей ряду признаков)

Значение термина «пассивный доход » должно определяться на основании законодательства каждой участвующей юрисдикции. Согласно комментарию к разделу VIII Стандарта CRS (п. 126) под пассивным доходом обычно понимается часть общего дохода, включающая :

  • дивиденды;
  • проценты;
  • доходы, аналогичные процентам;
  • рентные платежи и роялти;
  • аннуитеты;
  • превышение доходов над убытками в результате продажи или обмена финансовых активов, порождающих пассивные доходы;
  • превышение доходов над убытками от сделок с любыми финансовыми активами (в том числе фьючерсные, форвардные, опционные и аналогичные сделки);
  • превышение доходов над убытками от сделок с иностранной валютой;
  • чистый доход от своп-сделок;
  • суммы, полученные по договорам накопительного страхования жизни.

Подотчетное финансовое учреждение (банк ) должно осуществить следующие процедуры due diligence (сбора или актуализации информации о клиенте):

1) определить, является ли организация (entity) подотчетным лицом . Для этого банк проверяет имеющуюся информацию, собранную в рамках процедур AML/KYC, чтобы определить налоговое резидентство держателя счета.

Если согласно имеющейся информации держатель счета является налоговым резидентом участвующей юрисдикции, то данный счет будет рассматриваться как подотчетный (то есть информацию о нем банк должен будет передать налоговому органу своей страны);

2) определить, является ли организация пассивной НФО с одним или более контролирующим подотчетным лицом . Для этого необходимо установить:

  • является ли держатель счета пассивной НФО. Банк анкетирует клиента, чтобы установить его статус (кроме случаев, когда банк располагает информацией, позволяющей сделать обоснованный вывод о том, что держатель счета является активной НФО);
  • контролирующих лиц держателя счета. Для этого банк опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC;
  • является ли контролирующее лицо подотчетным. Здесь банк также опирается на информацию, полученную им ранее в рамках процедур AML/KYC, в случае, если агрегированный остаток существующего счета пассивной НФО не превышает 1 000 000 долл. США (либо специально анкетирует держателя счета или контролирующее лицо в целях выяснения юрисдикции, в которой такое контролирующее лицо является налоговым резидентом).

Говоря о контролирующем лице , Стандарт CRS отсылает к толкованию термина «бенефициарный владелец», которое дается в Рекомендациях ФАТФ (Группы разработки финансовых мер по борьбе с отмыванием денежных средств). Бенефициарный владелец — это физическое лицо (лица), которое в конечном счете владеет клиентом или контролирует его, и/или физическое лицо, в чьих интересах совершается сделка.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ

Если какое-либо из контролирующих лиц пассивной НФО является подотчетным лицом, то обмену будет подлежать не только информация о счете клиента, но и о контролирующем его (клиента) лице.

DUE DILIGENCE СУЩЕСТВУЮЩИХ СЧЕТОВ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Для определения принадлежности клиента к участвующей юрисдикции банк на основании имеющейся информации устанавливает налоговое резидентство данного клиента.

Стандарт CRS разделяет существующие счета физических лиц на две группы:

  • счета с низкой стоимостью (Lower Value Account), агрегированный остаток на которых по состоянию на 31 декабря отчетного года не превышает 1 000 000 долл. США;
  • счета с высокой стоимостью (Higher Value Account), агрегированный остаток на которых превышает 1 000 000 долл. США на 31 декабря отчетного года или на 31 декабря любого последующего года. Сбор информации о данной категории счетов (а соответственно, и обмен информацией по ним) будет проводиться в первоочередном порядке.

Важная деталь: автоматическому обмену будет подлежать информация обо всех счетах физических лиц в банках участвующих стран, поскольку CRS не устанавливает для таких счетов какой-либо пороговой суммы баланса, непревышение которой выводило бы счет из-под автоматического обмена.

СРОКИ DUE DILIGENCE ДЛЯ ПЕРВОЙ ОЧЕРЕДИ УЧАСТВУЮЩИХ СТРАН

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2017 г . (например, Кипра, Латвии, Эстонии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство клиента, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) перед установлением с ними деловых отношений — начиная с 01.01.2016;
  • завершить due diligence существующих клиентов физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долл. США, — до 31.12.2016;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — до 31.12.2017.

СРОКИ DUE DILIGENCE ДЛЯ ВТОРОЙ ОЧЕРЕДИ УЧАСТВУЮЩИХ СТРАН

Банки стран, приступающих к автоматическому обмену в 2018 г. (например, России, Швейцарии, Австрии), должны:

  • осуществлять due diligence для целей обмена (в частности, устанавливать налоговое резидентство, активный/пассивный характер юридического лица и др.) в отношении новых клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — с 01.01.2017;
  • завершить due diligence существующих клиентов физических лиц (нерезидентов страны банка), остаток на счетах которых превышает 1 000 000 долл. США, — до 31.12.2017;
  • завершить due diligence всех существующих клиентов (физических и юридических лиц — нерезидентов страны банка) — до 31.12.2018.

Е. Б. Нестерова, генеральный директор ООО «Гелиос Траст Солюшнс»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале

В разделе на вопрос Дайте определение термина "нефинансовые предприятия" (не уверен - не отвечай) заданный автором Владимир Минаков лучший ответ это Очень просто.
По Системе национальный счетов все предприятия делятся на финансовые и нефинансовые. Финансовые--это банки, инвестиционные компании и пр. сейчас нет СНС под рукой. Нефинансовые--все остальные, но в основном имеются ввиду промышленные предприятия. Посмотрите в СНА само поточнее.
Дальше--сложнее.

Ответ от Пользователь удален [гуру]
Общественным движение - состоящее из участников и не имеющее членства массовое общественное объединение, преследующее социальные, политические и иные общественно полезные цели, поддерживаемые участниками общественного движения.
Общественное объединение - добровольное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.
Некоммерческая организация – организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
Частное учреждение – некоммерческая организация, созданная собственником (гражданином или юридическим лицом) для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера.
Фонд – не имеющая членства организация, создается гражданами и/или юридическими лицами с целью формирования имущества на основе добровольных вкладов и иных, не запрещенных законом поступлений для использования этого имущества на социальные, благотворительные, культурные, образовательные и другие общественно полезные цели.
Товарищество собственников жилья - форма объединения домовладельцев для совместного управления и обеспечения эксплуатации комплекса недвижимого имущества в кондоминиуме, владения, пользования и в установленных законодательством РФ пределах распоряжения общим имуществом.
Они все по Закону - нефинансовые, хотя живут за счет привлечения финансов...
Глухо, как в танке - с такими законами...


Ответ от Пользователь удален [гуру]
Ну и не отвечу


Институциональная единица на Википедии
Посмотрите статью на википедии про Институциональная единица

История в школе на Википедии
Посмотрите статью на википедии про История в школе

 


Читайте:



«Падение души человеческой в рассказе А

«Падение души человеческой в рассказе А

Можно спорить о жанре произведения "Ионыч" (1898): с одной стороны, оно вроде бы и является рассказом, но ведь в нём фактически описана вся жизнь...

Международный кембриджский экзамен BEC — для бизнеса и делового общения

Международный кембриджский экзамен BEC — для бизнеса и делового общения

BEC (Business English Certificate) – один из Кембриджских экзаменов, сертификат которого подтверждает вашу языковую компетенцию в сфере...

Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жестко

Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жестко

Один из отцов-основателей независимого телевидения в России Эдуард Сагалаев руководил Молодежной редакцией Центрального телевидения, был и...

Реестр проверок юридических лиц на год

Реестр проверок юридических лиц на год

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной...

feed-image RSS