Разделы сайта
Выбор редакции:
- Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жестко
- Реестр проверок юридических лиц на год
- Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом
- Храм святителя николая у соломенной сторожки - наводы
- Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования
- Картофель с опятами в духовке
- Как приготовить варенье из ранеток дольками
- Рецепт тушеной капусты с индейкой Приготовить филе индейки с капустой
- Толкование карт Таро: значение Туза Жезлов
- Сонник: К чему снится танцевать во сне?
Реклама
Конспект урока истории "гражданская война в россии". ЕГЭ. История. Кратко.Гражданская война |
Тема занятия : «Гражданская война и интервенция» Тип урока: урок формирования новых знаний Вид урока: урок исследование Оборудование: Учебник. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина История России. XX -начало XXI века; информационные карты, мультимедийный проектор, раздаточный материал, интерактивная доска, карта «Гражданская война», перфокарты. Цель урока: Выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке; Совершенствовать умения учащихся работать с различного рода источниками информации, прежде всего, историческими источниками, исторической картой, анализировать факты, события, делать выводы; Подвести учащихся к выводу о том, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни. Учитель. (Вводное слово) В 1917 году, как мы знаем, в России разворачивается самая страшная, самая беспощадная война. Эту войну россияне вели друг с другом, брат с братом, отец с сыном. Максимилиан Волошин точно определил настроение той эпохи, Одни идут освобождать И там и здесь между рядами Скажите, ребята, о каком историческом событии писал автор?/ответы детей/ Да, вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне » Наша с вами задача выяснить причины гражданской войны, рассуждая и анализируя, выяснить, почему белое движение не смогло стать общенациональным движением против большевизма. Для удобства в работе я предлагаю вам использовать информационную карту. Думаю, она вам поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Гражданская война стала одной из самых трагичных страниц нашей истории. Не побоюсь утверждать, что ее тяжелые последствия до настоящего времени разрушительно влияют на российскую государственность и общество. Давайте вспомним значение этого понятия. (Дети достаточно легко дают определение понятия, т.к. оно уже неоднократно встречалось в курсе истории и требуется лишь его актуализация «Гражданская война – это война между гражданами одного государства). В дополнение учитель предлагает учащимся следующее определение: Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков) Давайте обратимся к учебнику и отметим особенность, свойственную именно Гражданской войне в России:она сопровождалась иностранной военной интервенцией . (запись в информационные карты) Давайте определение понятию – военная интервенция. Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства. (учащиеся записывают определение в информационные карты) ПРИЧИНЫ ИНТЕРВЕНЦИИ : Разделаться с Советской властью Защищали свою собственность Боялись социалистического влияния Всего 14 государств. Сильнейшие из них: Великобритания, Франция, США, Япония. Их войска высадились в Мурманске, Архангельске, Владивостоке, Крыму, Закавказье.(работа с настенной картой) Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки, т.е. предварительные условия? Давайте обратимся к учебнику.(Работа с учебником, учащиеся записывают предпосылки в информационную карту) Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую. Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, давайте определим ее причины. Сделать это нам поможет задание, которое содержится в информационной карте. В предложенном перечне, используя учебник, укажите причины Гражданской войны. (Правильные ответы) - Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности - Экономическая политика большевиков - Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией - Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках Как вы считаете, когда началась Гражданская война в России?(используя документы и текст учебника определите даты начала и окончания гражданской войны (ответы) Внаучной исторической литературе существует несколько точек зрения по этому вопросу Рушилась старая государственность, а вместе с ней и человеческие судьбы. В России население разделилось на два основных лагеря: белых и красных. Как точно отметила Цветаева в одном из своих стихотворений «…пропасть пролегла от правого до левого крыла…». Попробуйте самостоятельно определить социальный состав этих лагерей белые красные дворяне рабочие интеллигенция часть интеллигенции духовенство бедняки казачество середняки? буржуазия РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ (слайд)
На этой таблице мы видим социальный состав противоборствующих сторон, попробуем сравнить их военные силы (ответы детей). Перевес на стороне белых интервенции, а победу одержали большевики. Почему? Кто свои, а кто чужие в этой войне? «Белые придут – грабят, Красные придут - грабят, Куда крестьянину податься?» (из разговора крестьян) «Эх. яблочко, цвета спелого, Слева красного бьём, справа белого…»(из песни периода гражданской войны) Почему так происходило. Почему они не поддерживали ни «красных» ни «белых». Об этом мы узнаем на следующем уроке Подготовят сообщения те, у кого это задание есть в информационной карте и смотрите в электронном дневнике. У вас на столах перфокарты куда вы должны нанести карту – схему расстановки сил «белых» и «красных» по этапам. Было дано опережающее задание и каждая группа работала с определенным этапом по учебнику. Маркерами наносили на свою карту-схему названия городов, которые связаны с военными действиями, направлениями движений воюющих сторон, имена командующих армий по этапам (Красным- все, что связано с Красной армией; синим –с Белой гвардией; черным – с интервенцией. После выполнения каждая группа должна была сделать сообщение о ходе войны по этапам) Сообщения представителей групп Почему белому движению не удалось добиться успеха??? Анализ деятельности противоборствующих сторон (опережающее задание для группы учащихся)
1 вопрос. Подумайте, был ли победитель и Гражданской войне?. Примерный ответ учащихся(Нет. Страдали люди, и стой и с другой стороны, погибло много народа, страна оказались в очень сложном положении. Миллионы погибших и умерших от голода и болезней, физическое уничтожение целых классов и социальных групп, двухмиллионная иммиграция, гибель многих сокровищ русской культуры, раскол общества - все это можно отнести к последствиям кровавого гражданского конфликта. А по мнению некоторых историков, поражение белого движения, уничтожение оппозиции привели в будущем к установлению тоталитарной власти в нашей стране, т. е. становится очевидно, что в годы Гражданской войны проиграли все - и победители и побежденные.) Работа в группах: 2 вопрос. Каковы причины поражения «белых» 3вопрос. Каковы причины победы «красных» 4 вопрос. Какие уроки должно извлечь общество из гражданской войны, чтобы не повторить ошибок прошлого? (Урок, который должно извлечь из прошлого наше общество, наше правительство, казалось бы, очевиден - необходимо сделать все зависящее от нас, чтобы исключить возможность повторения гражданской войны. Но, к сожалению, этого пока не происходит. Мы становимся свидетелями столкновения разных ветвей власти в 1993, имеющее кровавые последствия, попытки вернуть старые порядки в 1991 г. И. конечно нельзя не затронуть страшную трагедию чеченской войны. Необходимо накапливать опыт мирного разрешения конфликтов, быть толерантными. Оставаться в любой ситуации людьми) ЗАКРЕПЛЕНИЕ: работа с тестами на интерактивной доске Рефлексия Цель: Умение давать самооценку. В информационной карте заполните схему, определив свою оценку на сегодняшнем уроке в 10-ти бальной системе. Ответьте на вопросы. а) Как Я работал: глубоки знания – 9-10 баллов; частично усвоил материал – 7-8 баллов; мало что понял – 4-5 баллов? б) Как МЫ работали: четко, согласовано – 9-10 балов; нарушали ритм – 7-8 баллов; неорганизованно – 4-5 балл? в) ДЕЛО: тема изучена глубоко – 9-10 баллов; тема изучена частично – 7-8 баллов; затруднения в новом способе получения знаний – 4-5 баллов? Разработка урока по истории по теме « Гражданская война» Цели урока: Образовательные – раскрыть причины и сущность Гражданской войны, рассказать о периодах Гражданской войны. Воспитательные - продолжить работу над развитием у учащихся человеколюбия и толерантности.Развивающие -продолжить работу над развитием умений учащихся анализировать, обобщать, систематизировать исторические факты, обосновывать свое отношение к ним. ПЛАН УРОКА: Причины Гражданской войны. Ход Гражданской войны. Итоги и последствия Гражданской войны. Ход урока
Раскол российского общества, естественно обозначившийся еще в пору первой революции, после октябрьского переворота дошел до крайности – Гражданской войны. Гражданская война- это самое великое несчастье для любой страны. и хотя трудно вести речь об этом трагическом периоде в истории нашей страны без эмоции, попытаемся проанализировать расстановку политических сил, позиции противостоящих сторон. Дайте определение Гражданской войны (возможно составление кластера, на основе составленного кластера формируется определение Гражданской войны). Гражданская война - это война между гражданами одного государства, различными силами внутри страны за право владения государственной властью. Самостоятельная работа учащихся, в ходе которой дети выявляют причины Гражданской войны, ход военных действий Гражданской войны, последствия и итоги. Причины Гражданской войны : Борьба буржуазии и помещиков за власть и собственность против пришедших к власти в октябре 1917 г. большевиков и их социальной опоры – пролетариата и беднейшего крестьянства. Крах демократической альтернативы после разгона Учредительного собрания Брестский мир и его последствия Экономическая политика большевиков в деревне весной – летом 1918 г. Ход Гражданской войны: Период ИТОГИ ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙНЫ
Последствия Гражданской войны. 1. Демографические потери с осени 1917 г. по 1922 г. составили почти 13 млн. чел.; эмиграция - около 2 млн. чел. 4.Промышленное производство упало в 7 раз, сокращение посевных площадей (67 % довоенного уровня) ЗАКРЕПЛЕНИЕ (ТЕСТ):1. Какую задачу не ставили перед собой большевики сразу после Октябрьской революции? А) решение проблем российского общества Б) выполнение собственной программы В) соблюдение международных обязательств царского и Временного правительства Г) создание коалиции с левыми эсерами 2. Не относится к системе советской власти: А) Всероссийский центральный исполнительный комитет Б) Совет народных комиссаров В) Всероссийская чрезвычайная комиссия Г) Учредительное собрание 3. Не является причиной Гражданской войны в России: А) Брестский мир Б) политика большевиков в деревне В) интервенция Г) разгон Учредительного собрания большевиками 4. Укажите даты Гражданской войны: А) октябрь 1917г. – ноябрь 1920 г. Б) май 1918 г. – октябрь 1922 г. В) май 1918 г. – ноябрь 1920 г. Г) октябрь 1917 г. – октябрь 1922 г. 5. Установите правильную последовательность событий, ответы впишите в таблицу: А) Кронштадтские события Б) походы армии Колчака и Деникина на Москву В) введение продразверстки в Советской России Г) мятеж Чехословацкого корпуса Д) поход Керенского – Краснова на Петроград Е) советско-польская война ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. РЕФЛЕКСИЯ Домашнее задание: подготовить реферативное сообщение о Колчаке, Фрунзе, Буденном. Гражданская война – один из самых кровопролитных конфликтов в истории российского народа. На протяжении долгих десятилетий Российская империя требовала реформ. Уловив момент, большевики захватили власть в стране, убив царя. Сторонники монархии не планировали уступать влияние и создали Белое движение, которое должно было вернуть прежний государственный строй. Боевые действия на территории империи изменили дальнейшее развитие страны – она превратилась в социалистическое государство под властью коммунистической партии. Вконтакте Гражданская война в России (Российской Республике) в 1917-1922 гг.Если говорить кратко, Гражданская война – это поворотное событие, которое навсегда изменило судьбу российского народа: ее итогом стала победа над царизмом и захват власти большевиками. Гражданская война в России (Российской Республике) происходила в период с 1917 по 1922 год между двумя противоборствующими сторонами: приверженцами монархии и ее противниками – большевиками. Особенности Гражданской войны заключались в том, что в ней принимали участие и многие зарубежные страны, включая Францию, Германию и Великобританию. Важно! Участники боевых действий – белые и красные — в ходе Гражданской войны разрушили страну, поставив ее на порог политического, экономического и культурного кризиса. Гражданская война в России (Российской Республике) – одна из наиболее кровопролитных в XX веке, в ходе которой погибло больше 20 млн военных и мирных жителей. Раздробленность Российской Империи в период Гражданской войны. Сентябрь 1918 года. Причины Гражданской войныИсторики до сих пор не сходятся в едином мнении по поводу причин Гражданской войны, проходившей с 1917 по 1922 год. Безусловно, все придерживаются мнения, что главная причина состоит в политических, этнических и социальных противоречиях, которые так и не были решены в ходе массовых акций протеста петроградских рабочих и военных в феврале 1917 года. По итогу большевики пришли к власти и провели ряд реформ, которые принято считать основными предпосылками раскола страны. На данный момент историки сходятся во мнении, что ключевыми были следующие причины :
Предпосылки Гражданской войны в России (Российской Республике) (1917-1922 гг.):
Этапы Гражданской войныВнимание! Большинство историков считают, что начало Гражданской войны следует датировать 1917 годом. Другие же отрицают этот факт, так как масштабные боевые действия начали происходить только в 1918 году. В таблице выделены общепризнанные этапы Гражданской войны 1917-1922 годов:
Гражданская война в России (Российской Республике) 1917-1922: краткоВ период с декабря 1918 по лето 1919 года красные и белые сходятся в кровопролитных боях, однако преимущество пока не получает ни одна из сторон. В июне 1919 года красные перехватывают преимущество, нанося белым одно поражение за другим. Большевики проводят реформы, которые приходятся по душе крестьянам, а потому Красная Армия получает еще больше новобранцев. В этот период происходит интервенция со стороны стран Западной Европы. Однако ни одной из иностранных армий не удается одержать победу. К 1920 году огромная часть армии Белого движения была разбита, а все их союзники покинули Республику. В последующие два года красные наступают на восток страны, уничтожая одну группировку врага за другой. Все заканчивается, когда адмирала и верховного главнокомандующего Белого движения Колчака берут в плен и казнят. Итоги гражданской войны были катастрофическими для народа Итоги Гражданской войны 1917-1922: краткоI-IV периоды войны привели к полной разрухе государства. Итоги Гражданской войны для народа были катастрофическими: практически все предприятия лежали в руинах, погибли миллионы людей. В Гражданской войне умирали не только от пуль и штыков – бушевали сильнейшие эпидемии. По подсчетам зарубежных историков, с учетом сокращения рождаемости в будущем российский народ потерял порядка 26 млн людей. Разрушенные заводы и шахты привели к остановке промышленной деятельности в стране. Рабочий класс стал голодать и покидал города в поисках пищи, как правило, отправляясь в деревню. Уровень промышленного производства упал приблизительно в 5 раз по сравнению с довоенным. Объемы производства зерновых и других сельскохозяйственных культур также упали на 45-50 %. С другой стороны, война была нацелена против интеллигенции, которая владела недвижимостью и другим имуществом. В результате около 80 % представителей класса интеллигенции были уничтожены, малая часть приняла сторону красных, а остальные сбежали за границу. Отдельно следует выделить как итоги Гражданской войны потерю государством следующих территорий:
Как уже говорилось, главной особенностью Гражданской войны является интервенция зарубежных стран . Основная причина, по которой Великобритания, Франция и другие вмешивались в дела России, – это страх перед всемирной социалистической революцией. Кроме того, можно отметить следующие особенности:
Тачанка с 1917 по 1922 год использовалась в качестве способа передвижения в России. Хронологические рамки этого исторического события до сих пор вызывают споры. Официально началом войны считаются бои в Петрограде, ставшие началом , то есть октябрь 1917 г. Есть также версии, относящие начало войны к . или к маю 1918 г. По поводу окончания войны также нет единодушного мнения: одни ученые (и их большинство) считают концом войны взятие Владивостока, то есть октябрь 1922 г., но есть и те, кто утверждает, что война окончилась в ноябре 1920 или в 1923 г. Причины войныСамые очевидные причины начала боевых действий - острейшие политические, социальные и национально-этнические противоречия, которые не только сохранились, но и обострились после Февральской революции. Самыми насущными из них принято считать затянувшееся участие России в и нерешенный аграрный вопрос. Многие исследователи усматривают прямую связь между приходом к власти большевиков и началом Гражданской войны, и считают, что это было одной из их главных задач. Национализация производственных средств, разорительный для России Брестский мир, обострение отношений с крестьянством из-за деятельности комбедов и продотрядов, а также разгон Учредительного собрания - все эти действия Советского правительства вкупе с его стремлением удержать власть и установить собственную диктатуру любой ценой не могли не вызвать недовольства населения. Ход войныПроходила в 3 этапа, отличавшихся составом участников боевых действий и интенсивностью боев. Октябрь 1917 - ноябрь 1918 гг. - становление вооруженных сил противников и образование главных фронтов. активно начало борьбу с большевистским режимом, однако вмешательство третьих сил, прежде всего Антанты и Четверного союза, не дало ни одной из сторон приобрести преимущества, которое бы решило исход войны. Ноябрь 1918 - март 1920 гг. - этап, в который наступил коренной перелом войны. Боевые действия интервентов сократились, и их войска были выведены с территории России. В самом начале этапа успех был на стороне Белого движения, однако затем контроль над большей частью территории государства получила Красная армия. Март 1920 - октябрь 1922 гг. - заключительный этап, в ходе которого боевые действия переместились в пограничные районы государства и, по сути, не представляли угрозы для большевистского правительства. После октября 1922 г. борьбу продолжила лишь Сибирская Добровольческая Дружина в Якутии, которой командовал А.Н. Петляев, а также казачий отряд под командованием Бологова под Никольск-Уссурийском.
Итоги войныНа всей территории России была установлена власть большевиков, а также в большей части национальных регионов. Более 15 миллионов человек были убиты или умерли из-за болезней и голода. Более 2.5 миллионов человек эмигрировали из страны. Государство и общество находились в состоянии экономического упадка, целые социальные группы были фактически уничтожены (в первую очередь это касалось офицерства, интеллигенции, казачества, духовенства и дворянства).
Причины поражения Белой армииСегодня многие историки открыто признают, что за годы войны из Красной армии дезертировало в несколько раз больше солдат, чем служило в армии Белой. При этом лидеры Белого движения (например, ) в своих воспоминаниях подчеркивали, что население занятых ими территорий не только поддерживало войска, снабжая их продовольствием, но и пополняло ряды Белой армии. Тем не менее, пропагандистская работа у большевиков носила массовый и более агрессивный характер, что позволяло привлечь на их сторону более широкие слои населения. Кроме того, под их контролем оказались почти все производственные мощности, огромные людские ресурсы (ведь они контролировали большую часть территории), а также материальные средства, в то время как регионы, оказавшие поддержку Белому движению, были истощены, а их население (прежде всего, рабочие и крестьяне) выжидали, не выказывая явной поддержки ни одной из сторон. Тема урока: «Гражданская война в России» Работа над понятиями:
Эпиграфы: И здесь и там между рядами Было время безумных действий, Белым был – красным стал, Смерть победила. Ребята, вашему вниманию предложены строки известных вам писателей: Максима Волошина, Сергея Есенина, Марины Цветаевой. Скажите, какому событию российской истории они посвящены? План: 1. Причины и особенности гражданской войны в России. 2. Временные рамки Гражданской войны: периодизация 3. Война «внутри демократии». 4. Красные против белых. 5. «Военный коммунизм» и его последствия. 6. Итоги и последствия Гражданской войны. ППЗ: Каковы причины победы «красных» над «белыми»?
Ребята, а как вы думаете, что же такое гражданская война? Гражданская война – период острых классовых столкновений, и начинается она с октября 1917 года, а заканчивается осенью 1922 года, когда белая армия была разгромлена на Дальнем Востоке. Гражданская война – способ разрешения противоречий между сторонами с помощью вооруженных сил – начинается с середины 1918 года и продолжается до конца 1920 года, хотя военные действия продолжались и после 1920 года. Гражданская война – это противостояние классов и общественных групп, в отличие от обычных войн, она не имеет четких границ – ни временных, ни пространственных. Одни идут освобождать И там и здесь между рядами Максимилиан Волошин. Ребята, обратите внимание, как точно определил автор настроение той эпохи…Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, гуманизм, терпимость, отодвинуты в эти годы на второй план, уступая принципу: «Кто не с нами, тот против нас». Причинами Гражданской войны послужили большевистские преобразования:
Основные противоборствующие силы: «красные» и «белые»; Каковы основные идеи противоборствующих сил? Основные идеи: “красных”
“
белых”
Были еще “зеленые ”, что это за сила? в основном представители крестьянства (дезертиры всех мастей, махновцы, «зеленые», повстанцы Антонова, моряки Кронштадта). Особенности Гражданской войны: 1. Исключительно длительные и кровопролитные военные действия проходили практически на всей территории бывшей Российской империи. 2. Внутрироссийский конфликт усугубила его интернационализация. 3. В обществе отсутствовали политические традиции мирного разрешения социальных противоречий. 4. В общественном сознании ценность человеческой жизни упала до самой низкой отметки - «человек с ружьём».
Большинство историков
выделяют четыре этапа гражданской войны:
Интервенция – насильственное вмешательство одной или нескольких стран во внутренние дела другой страны или во взаимоотношения с третьими странами. 1. Кто, на ваш взгляд, виновен в развязывании Гражданской войны в России? Можно ли дать однозначный ответ на этот вопрос? Гражданская война в России - процесс необыкновенно сложный. Говоря о виновниках Гражданской войны в России, мы не можем дать однозначный ответ. Диалектически так не бывает, чтобы в многосторонней борьбе не на жизнь, а на смерть была виновна одна группа людей, один класс, одна сторона. Так что виновны в общероссийском побоище 1918-1922 гг. и красные, и белые, и «зеленые», и целый ряд стран, осуществлявших интервенцию в Россию. Гражданская война и военная интервенция (по материалу учебника и рассказу учителя) Рассмотрим их и дадим краткую характеристику. 1 этап. октябрь 1917 – весна 1918 гг. – локальный характер войны. начало гражданского противостояния. В первые месяцы после октября 1917 г. возникли отдельные очаги сопротивления большевикам и развития белого движения. Наиболее крупный из них сложился на Дону и Кубани. Как вы думаете, почему? Ответ: большая часть казачества была зажиточной, а Советская власть вела разказачивание, уравнительное перераспределение земли. На Дону во главе антибольшевистского движения встал войсковой атаман А.М.Каледин. Ноябрь 1917 г. – начало формирования Добровольческой Армии, которое положило начало белому движению. Армию возглавил Корнилов, затем А.И.Деникин. Украина, Закавказье – здесь у власти находились антибольшевистские силы. Краснов создает угрозу Петрограду. На Южном Урале действуют казаки Дутова. В Забайкалье – атаман Семенов. Как вы видите, складывалась очень тяжелая обстановка для большевиков. 2 этап. Май 1918 – март 1919 гг. – начало полномасштабной Гражданской войны: Советская республика оказалась в кольце фронтов. 27 мая 1918 г. – мятеж чехословацкого корпуса. Работая с учебником, ответьте на вопрос: из кого состоял корпус? С.103 Ответ : пленные военнослужащие, чехи, словаки. Эшелоны чехословаков растянулись от Самары до Владивостока. Выступление чехов привело к падению Советской власти в Поволжье, на Урале, в Сибири и на Дальнем Востоке. К осени чехи нанесли ряд поражений Красной Армии и вышли к Волге. Войска Краснова осадили Царицын. Юденич усилил влияние на Севере. Колчак – во главе Уфимской Директории. Деникин – закрепился на Дону. Десанты Антанты (200 тысяч человек). За этими скупыми словами – ожесточенные сражения двух враждебных сил, не на жизнь, а на смерть, когда по разную сторону баррикад оказывались родные люди – сын против отца, брат против брата. В этом – страшная трагедия Гражданской войны. Работа с учебником: с.106-107 Просмотрев весь материал, предлагаю вам ответить на вопрос: Как большевикам в довольно короткие сроки удалось сформировать боеспособную армию? Какие средства для этого применялись? Ответы: : 15 января 1918 года – день создания Красной Армии, которая изначально формировалась на добровольческой основе. – отвергнут принцип добровольности; – дисциплина, создавались концлагеря (для врагов советской власти, перебежцев) Централизация структуры управления войсками (сентябрь 1918 г. учрежден Революционный военный совет – РЕВВОЕНСОВЕТ (РВС), во главе с Л. Д. Троцким) Началась политика Красного террора осенью 1918 года. С.106 курсив внизу. – к каждому командиру КА были представлены военкомы, наделенные чрезвычайными полномочиями. Рассматривая слайд о численности Красной Армии, мы видим, что военспецы составляли 75.000 чел. Вопрос: Как вы думаете, почему было много военных специалистов, перешедших на сторону большевиков. Ответ на вопрос: – Быстрый рост численности армии давал возможность выдвижения молодым людям; – примыкали те, кто считал, что в старой армии они не реализовали свои профессиональные способности. Говоря о Гражданской войне, мы не можем упомянуть о терроре. Что такое “террор”? Отвечая на крестьянские мятежи, активизацию враждебного подполья, провалы на фронтах, в сентябре 1918 г. был принят Декрет “О красном терроре”. Но террор был и красным и белым. Предлагаю учащимся таблицу “Террор”. Ответ: “Террор” – это форма политического запугивания, устрашения с использованием крайне жестоких методов, вплоть до физического уничтожения. Учащиеся работают с учебником (с. 109–110), составляя таблицу. Разгром основных сил белых. Эвакуация основных сил иностранных войск. Учитель предлагает учащимся самостоятельно рассмотреть основные события этапа, работая с учебником с. 109–110 и составив таблицу: “Решающие победы красных”
Главные события этапа:
В ноябре 1920 г. войска Южного фронта под командованием М.В.Фрунзе штурмом овладели укреплениями на Перекопе и Чонгаре, форсировали залив Сиваш. Вооруженное столкновение закончилось победой красных. 5 завершающий этап предлагается учащимся разобрать в качестве домашнего задания. Учитель: Ребята, самым сложным вопросом в истории гражданской войны является вопрос о месте и роли крестьянского движения. Охарактеризуйте поведение крестьян в ходе гражданской войны: Почему в конечном счете крестьянство поддержало красных? Ответ: Важнейшим фактором, определившим исход войны, была позиция крестьянства. Прекратив войну, передав помещичью землю крестьянам, большевики обеспечили себе их поддержку. Но с появлением комбедов отношение крестьян к Советской власти стало резко ухудшаться. Крестьяне ждали прихода белых армий. Но это вызвало опасения крестьян, что в случае победы белого движения будут восстановлены права помещиков, что и происходило. И колебания крестьян сместились в сторону большевиков. Причины победы “красных” и поражения “белых” в вооруженном противостоянии. Итак, ни у одной из сил, участвовавших в Гражданской войне, не было бесспорных шансов на успех. Победили все же большевики. Давайте выясним, почему? Причины победы “красных”:
А почему белое движение потерпело поражение? Причины поражения “белых”:
Рассмотрим теперь итоги гражданской войны. Итоги гражданской войны:
Д/з Параграф 12-13, записи в тетради + «Военный коммунизм» и его последствия. Задание для учащихся : заполните рабочий лист, используя материал учебника. (Приложение№2) Приложение№1. Исторические личности времен Гражданской войны Семен Михайлович Буденный () - советский военачальник, участник Гражданской войны, командующий 1-й Конной армией, один из первых Маршалов Советского Союза, Трижды Герой Советского Союза. Родился 25 апреля 1883 года в бедной крестьянской семье. Участвовал в русско-японской войне 1904-05 годов и 1-й мировой войне, был награждён за храбрость Георгиевскими крестами четырёх степеней и четырьмя медалями. В феврале 1918 года С. М. Будённый создал революционный конный отряд, действовавший против белогвардейцев на Дону, который вырос затем в кавалерийскую дивизию, успешно действовавшую под Царицыном в 1918 году - начале 1919 года. Во второй половине июня 1919 года в Красной Армии было создано первое крупное кавалерийское соединение - Конный корпус под командованием С. М. Будённого, сыгравший в августе 1919 года решающую роль в разгроме в верховьях Дона основных сил Кавказской армии генерала Врангеля. В ноябре 1935 года получил воинское звание Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны Семен Буденный входил в состав Ставки Верховного Главнокомандования, участвовал в обороне Москвы, удостоен звания Героя Советского Союза. Семен Михайлович Буденный умер на 91-м году жизни, 26 октября 1973 года. Похоронен на Красной площади в Москве у кремлевской стены. Василий Иванович Чапаев родился 28.1(9.2).1887в деревне Будайки, ныне в черте города Чебоксары. Герой Гражданской войны. С 1914 года - в армии, участвовал в I мировой войне. Был награжден за отвагу тремя георгиевскими крестами, медалью, получил звание подпрапорщика. В начале 1918 года сформировал красногвардейский отряд и подавлял кулацко-эсеровские мятежи в Николаевском уезде. С апреля 1919 года командовал 25-й стрелковой дивизией, отличившейся во время контрнаступления Восточного фронта против войск Колчака. 11 июля 1919г. 25-я дивизия под командованием Чапаева освободила Уральск. В ночь на 5 сентября 1919 года белогвардейцы внезапно напали на штаб 25-й дивизии. Чапаев со своими соратниками сражался против превосходящих сил врага. Расстреляв все патроны, раненый Чапаев пытался переплыть реку Урал, но был сражен пулей и погиб. Награжден орденом Красного Знамени. Легендарный образ Чапаева отражён в повести "Чапаев" Д. А. Фурманова, в кинофильме "Чапаев" и других произведениях литературы и искусства. Тухачевский Михаил Николаевич (18военный деятель. Родился в семье обедневшего дворянина. Учился в гимназии, в 1914 был отправлен на фронт. За 6 месяцев первой мировой войны Тухачевский был награжден 6 орденами, проявив незаурядное командирское мастерство. В 1918 вступил в РКП(б). О себе говорил: "Моя настоящая жизнь началась с Октябрьской революции и вступления в Красную Армию". В годы гражданской войны командовал 1-й и 5-й армиями на Вост. фронте; был награжден Золотым оружием "за личную храбрость, широкую инициативу, энергию, распорядительность и знание дела". Успешно провел ряд операций на Урале и в Сибири против войск. В 1принимал активное участие в осуществлении технической реконструкции Вооруженных Сил; разрабатывал вопросы развития оперативного искусства, военного строительства, составления военных энциклопедий и др. В 1936 стал первым заместителем. наркома обороны СССР. В 1935 он первым в истории Красной Армии провел тактическое учение с применением воздушного десанта, положив начало воздушно-десантных войск. Тухачевский поддержал предложение С. П. Королева о создании Реактивного института для проведения исследований в области ракетостроения. Творческая мысль Тухачевского обогатила все отрасли советской военной науки. Г. К. Жуков оценивал его так: "Гигант военной мысли, звезда первой величины в плеяде военных нашей Родины". В 1933 был награжден орденом Ленина, а в 1935 Тухачевскому было присвоено звание Маршала Советского Союза. В 1937 Тухачевский был обвинен в создании троцкистской военной организации, осужден как " враг народа " и расстрелян. Александр Васильевич Колчак () – российский военачальник, полярный исследователь, гидролог, адмирал (1918). Родился 4 (16) ноября 1874 в селе Александровское Петербургского уезда Петербургской губернии. Окончил Морской кадетский корпус, произведен в мичманы. В служил на военных кораблях на Балтике, затем на Тихом океане; занимался самостоятельно изучением гидрологии и океанографии, начал публиковаться в научной печати. В 1900г. был откомандирован в распоряжение Академии наук. Участник Русской полярной экспедиции. С началом русско-японской войны, несмотря на хроническую пневмонию и суставной ревматизм, ставшие следствием полярных экспедиций, Александр Колчак добился возвращения в Морское ведомство и направления в Порт-Артур, где командовал миноносцем; под его руководством были расставлены минные заграждения при входе в Порт-Артурскую бухту , затем командовал береговой артиллерийской батареей; был ранен. После сдачи крепости оказался в плену, в апреле 1905 вернулся через Америку в Петербург. Был награжден Георгиевским оружием, орденами Святой Анны 4-й степени и Святого Станислава 2-й степени с мечами. С 1912 - в действующем флоте; командир эсминца на Балтике, в декабре 1913 произведен в капитаны 1-го ранга, назначен флаг-капитаном оперативной части штаба командующего флотом. В период Первой мировой Александр Колчак войны руководил минированием входа в Финский залив, высадкой морского десанта на Рижском побережье в немецком тылу и т. д. С сентября 1915 командовал Минной дивизией, руководил обороной Рижского залива. Награжден орденом Святого Георгия 4-й степени. В апреле 1916 произведен в контр-адмиралы, в июне назначен командующим Черноморским флотом (одновременно произведен в вице-адмиралы «за отличия по службе»). В 1916-17 командующий Черноморским флотом. Один из организаторов белого движения в Гражданскую войну. В 1918-20 «верховный правитель российского государства»; установил режим военной диктатуры в Сибири, на Урале и Дальнем Востоке, ликвидированный Красной Армией и партизанами. Сам Колчак по постановлению Иркутского ВРК расстрелян. Расстрелян 7 февраля 1920, в Иркутске. Антон Иванович Деникин () - российский военный деятель, генерал-лейтенант, один из руководителей белого движения, публицист и мемуарист. А. И. Деникин родился 4 декабря 1872 года. Окончил реальное училище, военно-училищный курс Киевского пехотного юнкерского училища (1892) и Императорскую Николаевскую академию Генерального штаба. Во время Русско-японской войны в марте 1904 подал рапорт о переводе в действующую армию и был назначен штаб-офицером для особых поручений при штабе 8-го армейского корпуса. В Первую мировую войну командовал стрелковой бригадой и дивизией, армейским корпусом. Осенью 1917 А. Деникин прибыл в Новочеркасск, где принял участие в организации и формировании Добровольческой армии. Стремился сгладить разногласия между генералами М. В. Алексеевым и Корниловым, с октября 1918 - главнокомандующий Добровольческой армией, с января 1919года - главнокомандующий «Вооруженными силами Юга России». 29 августа Деникин арестован и помещен на гауптвахту в Бердичеве, затем переведен в Быхов, где находились в заключении Корнилов и его соратники. 19 ноября 1917 по распоряжению Верховного главнокомандующего генерала Н. Н. Духонина освобожден из-под ареста, как и некоторые другие арестованные по корниловскому делу; с документами на чужое имя пробрался на Дон. С апреля 1920 - в эмиграции. Работы по истории русско-японской войны; воспоминания: «Очерки русской смуты», «Путь русского офицера». Скончался 7 августа 1947, г. Анн Арбор, США. Приложение№2. Рабочий лист. Дайте характеристику политике «Военного коммунизма» Причины введения политики «Военного коммунизма 2. Сущность________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Основные мероприятия___________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Итоги политики__________________________________________________________ __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Литература: Волобуев О. В. Россия и мир. История ХХ века: учебник для 11 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Дрофа, 2005. А. В. Игнатов. Методическое пособие к учебнику О. В. Волобуева, В. А. Клокова, М. В. Пономарёва «Россия и мир. История ХХ века». – М.: Издательский дом «Новый учебник», 2005. Голос народа. Письма и отклики рядовых советских граждан о событиях гг. М., 1988. Человек в истории. Россия ХХ век. М., 2001. |
Популярное:
Новое
- Реестр проверок юридических лиц на год
- Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом
- Храм святителя николая у соломенной сторожки - наводы
- Целесообразность и эффективность методов, приемов и средств обучения в достижении оптимальных результатов образования
- Картофель с опятами в духовке
- Как приготовить варенье из ранеток дольками
- Рецепт тушеной капусты с индейкой Приготовить филе индейки с капустой
- Толкование карт Таро: значение Туза Жезлов
- Сонник: К чему снится танцевать во сне?
- Корабль адмирала нельсона «виктори Чертеж корабля виктория адмирала нельсона с обстановкой