Главная - Забор
Политический режим как совокупность методов, способов и средств осуществления власти. Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия Основы менеджмента текст лекций

Черты демократического режима:

Выборность государственных органов;

Разделение властей на исполнительную, законодательную и

судебную;

Широкий спектр прав и свобод граждан, их гарантии;

Деятельность негосударственных общественных организаций;

Политический плюрализм;

Полная гласность;

Широкие возможности для личности оказывать влияние на процесс принятия и осуществления политических решений. Непосредственная демократия - прямое выражение личнос­тью ее интересов через референдумы, митинги и пр., когда граж­данин оказывает непосредственное влияние на политические ре­шения и действия.

Представительная демократия выражается в том, что гражда­не участвуют в политике не напрямую, а через своих представите­лей, депутатов.

Формально-юридические принципы демократии:

Принадлежность власти народу, народ - источник власти, его

воля в конечном счете является решающей;

Равенство всех перед законом: юридическое равноправие, на­деление одинаковыми, законодательно закрепленными соци­ально-политическими правами и свободами, в том числе рав­ными правами на участие в управлении;

Признание подчинения меньшинства большинству при уваже­нии прав меньшинства;

Право на многообразие политических объединений и полити­ческое мировоззрение.

Авторитарный режим - это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минималь­ном участии народа (королевская семья, группа элитарной демо­кратии, лидер сильной политической партии). Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме больше, чем свобо­да, согласие и участие в политической жизни народа. В нестабиль­ных ситуациях - функциональный вариант. Черты авторитарного режима:

Носителем власти выступает один человек или группа лиц (мо­нарх, политическая партия, военная хунта);

Волюнтаризм одного правителя (или правителей) в законода­тельной сфере;

Держится в первую очередь на силовых структурах, подавляя всякие попытки масс к неповиновению, но в то же время пра­вящий режим полностью не отказывается от тактики маневри­рования, уступок и реформ;



Наиболее характерны: монополия на власть и определение по­литики, ограничение политической оппозиции, независимой легальной деятельности политических и общественных орга­низаций; разрешается при жестком контроле существование лишь поддерживающих режим партий;

Система государственного управления реально группируется вокруг аппарата правящей авторитарной партии, персонифи­цированной в лице вождя или хунты;

Разделение властей отвергается, происходит строгая централи­зация всей государственной власти; главой государства и пра­вительства становится лидер правящей авторитарной партии; вождизм превращается в официальный государственный прин­цип;

Назначение политической элиты путем ее кооптации во все государственные и общественные институты правления;

Отменяются юридически или сводятся на нет все демократи­ческие права и свободы граждан; большинство граждан отчуждено от власти; выборы либо отсутствуют, либо носят фор­мальный характер;

Власть внешне не вмешивается во внеполитические сферы,

прежде всего в экономику;

Идеологическая основа - служение национально-религиозной

Русская идея (русская автократия): сильная и авторитетная власть, идеал справедливой и «доброй» государственной власти, решающей накопившиеся проблемы «сверху», творя всеобщую ра­дость и довольство; соборность - единство устремлений правите­ля и народа.

Тоталитаризм характеризуется:

Наличием единственной массовой партии во главе с лидером-диктатором;

Системой террористического полицейского контроля;

Официально господствующей в обществе идеологией;

Монополией на вооруженные силы;

Монополией на средства массовой информации. Тоталитарные режимы возникают в конкретных исторических обстоятельствах, когда решение стоящих перед страной задач тре­бует объединения усилий всего общества.

В XX в. выделяются два типа тоталитарного режима: право-радикальный (фашизм, национализм) и леворадикальный (советс­ко-сталинский, маоистский).

Целью праворадикального режима является укрепление суще­ствующего порядка без коренной ломки через увеличение роли государства, упразднение отдельных общественных институтов и элементов. Провозглашается приоритет одной нации, идеологи­ческой основой является расизм, национализм. Основополагающая идея - естественное неравенство людей, народов, строгая иерар­хия, закрепляющая это неравенство.

Леворадикальный режим возникает в результате смены суще­ствовавших ранее социальных и политических структур, форм соб­ственности на совершенно новые. Провозглашается приоритет ра­бочего класса. Идеологическая основа - марксизм, материализм, экономический детерминизм. Основополагающая идея - равенство людей. Устанавливается в результате рабоче-крестьянских рево­люций под руководством коммунистических партий.

Эти режимы создаются власть имущими элитами и служат для реализации корыстных экономических интересов и идеологи­ческих доктрин господствующих классов.

В чистом виде политические режимы редкость. Через полити­ческие режимы правящие субъекты оказывают непосредственное воздействие на народ и на каждого человека в отдельности.

В современном мире антидемократические режимы историчес­ки и политически изжили себя. Мир эволюционирует в сторону цивилизованной демократии.

ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО.

Правовым называют такое государство, которое в сво­ей деятельности подчинено праву и функционирует в границах, определенных законом, обеспечивая правовую защищенность сво­их граждан. Правовое государство - это государство, где властву­ет закон.

Признаки правового государства выделил в ХУШ в. И. Кант:

Верховенство закона, государство, общество, отдельные лица обязаны подчиняться в своей деятельности законам;

Реальность прав и свобод личности, права и свободы не только провозглашаются, но и закрепляются и защищаются государ­ством;.

Правовая форма взаимоотношений гражданина, общества и государства, которая предполагает взаимное уважение прав и обязанностей;

Организация и функционирование государственной власти на основе конституционно-правовой регламентации и принципа разделения властей.

Основы правового государства:

Многообразие форм собственности и свобода предприниматель­ства;

Демократия, парламентаризм, наличие конституционных актов;

Высокий уровень политической и правовой культуры людей;

Единая и непротиворечивая система законодательства;

Соответствие внутреннего законодательства принципам и нор­мам международного права;

Наличие гражданского общества.

В свою очередь правовое государство является главным усло­вием функционирования гражданского общества. Гражданское общество обеспечивает права человека и выражает интересы каж­дого. Правовое государство обеспечивает права гражданина и вы­ражает интересы всех.

Для создания в России правового государства необходимо:

Устранить противоречия между местным законодательством и федеральными законами;

Привести все законы, действующие на территории Российской Федерации, в соответствие с Конституцией РФ;

Воспитать в обществе уважение к праву;

Добиться безусловного исполнения действующих законов;

Создать механизм соблюдения прав и свобод граждан, гаран­тированных Конституцией РФ.

ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО

Понятие «гражданское общество» ввел в оборот И. Кант, кон­цепцию разработал Г. Гегель, который считал гражданское обще­ство особой вехой от семьи к государству. Он понимал под граж­данским обществом систему индивидов, удовлетворяющих с по­мощью труда собственные потребности. Фундамент гражданского общества - частная собственность.

К гражданскому обществу относят совокупность неполитичес­ких отношений в обществе: экономических, социальных, нравствен­ных, религиозных.

Гражданское общество - это сфера деятельности граждан и их организаций, огражденных законами от вмешательства и про­извольной регламентации со стороны государства.

Немецкий философ Дарендорф под гражданским обществом понимает свободную и независимую от церкви и государства мно­гогранную общественную жизнь.

Институты гражданского общества не учреждаются сверху, а возникают снизу. Их деятельность направлена на решение задач самоуправления. Они снимают с государства функции, которые оно не может выполнить.

Гражданское общество - совокупность негосудар­ственных отношений и институтов, выражающих частные инте­ресы граждан в различных сферах.

В гражданском обществе утверждаются права человека, реализуются естественные потребности: в материальном благо­получии, семье, воспитании детей, духовном самосовершенст­вовании, образовании, информации, творчестве, общении и т. д.

Здесь в отличие от вертикальных (государственно-властных отношений) возникают горизонтальные связи и отношения: со­циально-экономические, социокультурные, социально-полити­ческие. Они основаны на юридическом равенстве сторон. В рамках гражданского общества возникают и функционируют не­государственные социальные институты: рыночная эконо­мика, основанная на плюрализме (разнообразии) форм соб­ственности, свободе труда и предпринимательской деятельнос­ти; семья, школа, церковь, средства массовой информации, демократические выборы. К институтам гражданского общества относятся также заинтересованные группы и их добровольные объединения (союзы предпринимателей, экологов, профессио­нальные союзы, клубы по интересам, муниципальные коммуны - местное самоуправление и др.), общественно-политические дви­жения и политические партии.

Местное самоуправление - самостоятельная деятель­ность населения по решению вопросов данной территории (ме­стного значения).

Органы местного самоуправления не входят в систему орга­нов государственной власти.Самостоятельно управляющиеся территориальные еденицы называются муниципальными образованиями. Среди полномочий местного само­управления - управление муниципальной собственностью территории, местный бюджет, охрана общественного порядка, организация комму­нально-бытовых и социально-культурных услуг и пр.

Местное самоуправление осуществляется либо непосред­ственно путем прямого волеизъявления граждан (референдумы, собрания, сходы), либо через выборные органы. Органами ме­стного самоуправления в городах, селениях, поселках, других населенных пунктах являются: собрание представителей (дума, муниципальный кабинет), глава местного самоуправления (гла­ва администрации, староста).

Законодательством о местном самоуправлении допускается создание по месту жительства граждан (в микрорайонах, квар­талах, на улицах) органов территориального общественного са­моуправления: советов микрорайонов, уличных, домовых коми­тетов и пр.

Структура и организация деятельности местного самоуправ­ления определяется населением самостоятельно с учетом исто­рических и иных местных традиций.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПАРТИИ.

Политическая партия - это политическая общественная орга­низация, которая борется за власть или участие в осуществлении власти.

Функции политических партий:

Выявление и оформление интересов социальных групп и от­дельных граждан;

Нахождение путей и способов реализации этих интересов;
-формирование общественного мнения в пользу своей партии.

Существуют разные классификации партий.

По характеру политических задач и доктрин выделяют:

Революционные, которые нацелены на коренную ломку обще­ственных устоев;

Реформистские, стремящиеся к изменениям без потрясений;

Консервативные, нацеленные на сохранение существующих
порядков;

Реакционные, стремящиеся возродить ранее существовавшие

По идеологии:

Демократические (либерально-демократические);

Клерикальные (основа - религиозная идеология);

Социалистические (социал-демократические);

Крестьянские (аграрные);

Коммунистические.

По отношению к власти партии делятся на правящие и оппози­ционные. Правящие партии осуществляют управление государством через законодательную и исполнительную власть; оппозиционные партии предлагают альтернативную политику.

Политическая система, в которой кроме правящей партии су­ществуют оппозиционные партии, называется многопартийной. Она имеет следующие признаки:

Статус (правящая или оппозиционная) партии зависит от ре­зультатов выборов;

Конкуренция между партиями, наличие у них альтернативных программ общественного развития;

Равенство прав всех партий в борьбе за власть.

Принцип устройства политической жизни общества, основан­ный на борьбе за власть между различными партиями, группами, движениями, называется политическим плюрализмом. Его про­тивоположностью является политический монополизм, для кото­рого характерна монополия на власть одной партии, господство единой идеологии, приоритет интересов государства над интереса­ми общества и личности.

В XX в., когда основной формой политической борьбы стала парламентская деятельность, партии начали терять свой классо­вый облик и превращаться в общенародные партии.

Массовые политические движения отличаются от партий тем, что они нестабильны, организационно не оформлены, аморфны. В них объединяются люди неодинаковых политических взглядов и мировоззрений. Свои усилия участники движений направляют на достижение общих целей, на разрешение общих проблем. Массо­вые движения способствуют развитию прямой демократии, фор­мированию гражданского общества. Общественные движения до­полняют деятельность государства, выдвигая новые инициативы и идеи, способствуют ослаблению социального напряжения в об­ществе. Через массовые движения происходит воспитание членов общества, осуществляется перестройка общественного сознания, если оно не отвечает требованиям времени. Благодаря участию в массовых акциях люди удовлетворяют эмоциональную потребность в общении. Таким образом, участвуя в массовых движениях, чело­век получает возможность активно влиять на окружающую дей­ствительность.

Многочисленные западные партийные системы можно разде­лить на следующие основные группы:

Многопартийные системы без монопольно господствующей партии, отсутствие абсолютного большинства в парламенте у одной партии, парламентские блоки и коалиции;

Многопартийные системы с монопольно господствующей партией, абсолютное большинство принадлежит одной партии, которая формирует однопартийное правительство;

Двухпартийные системы, монопольное господство на полити­ческой арене двух главных партий, которые попеременно сме­няют друг друга у власти: одна правящая, другая - в оппози­ции;

Однопартийные системы.

а) воспитательная деятельность;

б) воспитывающая среда;

в) гуманное общение;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5. Тест по теме «Система методов воспитания»

5.1. Под методом воспитания понимается:

а) основное правило взаимодействия субъектов воспитания;

б) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;

в) совокупность способов и приемов взаимодействия субъектов воспитания;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.2. Совокупность путей, способов, приемов и средств воспитания, направленных на достижение определенной воспитательной цели называется:

а) методикой воспитания;

б) методом;

в) формой;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.3. В классификацию методов воспитания Ю.К. Бабанского входит следующая группа методов:

а) методы формирования коллектива;

б) методы стимулирования и мотивации детей;

в) методы изучения личности;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.4. Ведущим принципом коллективной творческой деятельности является:

а) коллективизм;

б) креативность;

в) деятельностный характер;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.5. Ведущим методом нравственного воспитания является:

б) упражнение;

в) убеждение;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.6. В основе классификации методов воспитания Ю.К. Бабанского лежит следующий теоретический подход:

а) аксиологический подход;

б) деятельностный подход;

в) синергический подход;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.7. Упражнение является ведущим методом:

а) эстетического воспитания;

б) физического воспитания;

в) умственного воспитания;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.8. К группе методов формирования сознания относится:

а) убеждение;

б) тестирование;

в) соревнование;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

а) А.С. Макаренко;

б) И.П. Иванов;

в) С.Т. Шацкий;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

5.10. Идея воспитания детей методом «естественных последствий» принадлежит:

а) Ж.Ж.Руссо;

б) Д. Локку;

в) Я.А. Коменскому;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6. Тест по теме «Система форм воспитательной работы»

6.1. Форма воспитательной работы означает:

а) способ взаимодействия субъектов воспитания, направленный на достижение воспитательной цели;

б) совокупность способов воспитательного взаимодействия;

в) внешнее выражение содержания воспитания, отраженное в приемах, ситуациях, процедурах взаимодействия, связанных со временем, количеством участников и порядком организации;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.2. Форма отражает следующую сторону воспитания:

б) организационную;

в) мотивационную;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.3. К организационным приемам воспитания можно отнести:

а) элементы наглядного оформления;

б) жеребьевку как прием распределения;

в) элементы музыкального оформления;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.4. В типологию форм воспитательной работы Е.В. Титовой можно включить:

а) убеждение;

в) поощрение;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.5. К воспитательным средствам относятся:

а) предметы материальной и духовной культуры;

б) элементы иллюстративно-наглядного оформления;

в) условия и правила, регулирующие поведение и деятельность детей;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

а) Е.В. Титова;

б) Н.Е. Щуркова;

в) В.А. Караковский;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.7. К нетрадиционным формам воспитательной работы можно отнести:

а) беседу;

б) диспут;

в) интеллект-аукцион;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.8. В Пакет пестрых дел Н.Е. Щурковой входят:

а) «Сувенир друзьям»;

б) конференция;

в) дискуссия;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.9. Под КТД подразумевается:

а) совокупность приемов, операций, процедур и ситуаций коллективного взаимодействия участников дела;

б) воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе с целью отдыха, развлечения и обучения;

в) события или ситуации в коллективе, организуемые педагогом для детей;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

6.10. К этапам КТД относятся:

а) этап ближайшего последействия;

б) этап управления;

в) этап завершения;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

7. Тест по теме «Система воспитательной работы в школе»

7.1. Воспитание как педагогическая система представляет собой совокупность:

а) компонентов, обеспечивающую единство и целостность изучаемого общественного явления;

в) идей, отражающих педагогическую концепцию воспитания;

г) все ответы верны;

д) нет правильных ответов.

7.2. Компонентами воспитательной системы являются:

в) способы и формы воспитательного взаимодействия;

г) все ответы верны;

д) нет правильных ответов.

7.3. Структура компонентов системы воспитания предполагает:

а) расположение компонентов системы воспитания, обеспечивающее единство и целостность изучаемого общественного явления;

б) закономерности системы воспитания;

в) причинно-следственные взаимосвязи компонентов;

г) все ответы верны;

д) нет правильных ответов.

7.4. Выявление компонентов воспитательной системы и определение структурных взаимосвязей, обеспечивающих его целостность, тождественность и сохранение основных свойств воспитания при различных внешних и внутренних изменениях называется:

а) системно-структурным анализом;

б) комплексным анализом;

в) историко-генетическим анализом;

г) все ответы верны;

д) нет правильных ответов.

7.5. Системообразующим компонентом воспитания является :

а) методы и формы воспитания;

в) цель воспитания;

г) все ответы верны;

д) нет правильных ответов.

7.6. К этапам развития воспитательной системы относится:

а) этап становления воспитательной системы;

б) этап отработки содержания деятельности и структуры воспитательной системы;

в) этап оформления и завершения воспитательной системы;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

7.7. Деятельность, организуемая классными руководителями, учителями или кураторами со своими воспитанниками вне урока называется:

а) учебно-методической работой;

б) учебно-познавательной работой;

в) внеклассной воспитательной работой;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

7.8. Деятельность центров творчества и социально-педагогических клубов молодежи и подростков относится к:

а) системе дополнительного образования и воспитания;

б) системе внеклассной воспитательной работы школы;

в) системе учебно-познавательной работы школы;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

7.9. К формам внеклассной воспитательной работы в школе относятся:

а) кружковая работа школы по развитию прикладных умений;

б) клубная работа по интересам в школе;

в) занятия в спортивных секциях школы;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

7.10. Деятельность, осуществляемая в системе учреждений дополнительного образования и внешкольных воспитательных организаций, называется:

а) внешкольной воспитательной работой;

б) внеклассной воспитательной работой;

в) учебно-познавательной работой по предмету;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8. Тест по теме «Современные концепции и технологии воспитания»

8.1. Под педагогической концепцией подразумевается:

б) система методов и форм воспитания;

в) совокупность приемов и операций воспитательной работы;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.2. Философский уровень методологического обоснования включает идеи:

а) антропологизма;

б) диалектического материализма;

в) теории свободного воспитания;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.3. Конкретно-научная методология представляет собой совокупность положений:

а) теории формирования общечеловеческих ценностей;

б) теории идеализма;

в) теории прагматизма;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.4. Операциональное обеспечение педагогической идеи или концепции называется:

а) педагогической системой;

б) педагогической технологией;

в) педагогической методикой;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.5. В основе концепции формирования общечеловеческих ценностей прежде всего лежит:

а) аксиологический подход;

б) деятельностный подход;

в) культурологический подход;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.6. Личностно ориентированный подход исходит из ведущего положения о том, что:

а) ребенок есть объект воспитательного воздействия;

б) ребенок есть субъект воспитательного взаимодействия;

в) ребенок есть единоличный преобразователь себя и своего внутреннего мира;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.7. Ключевой идеей концепции педагогики свободы личности О.С. Газмана является:

а) идея национального возрождения;

б) идея развивающего обучения;

в) культуросообразность воспитания;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.8. Высшей ценностью системы воспитания в школе В.А. Караковского является:

а) Человек;

б) Знание;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.9. Основная позиция педагога в технологии КТД:

а) позиция наблюдателя;

б) позиция организатора;

в) позиция партнера;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

8.10. К правилам технологии гуманного общения Н.Е. Щурковой относятся:

а) установление личностного контакта;

б) демонстрация собственной расположенности;

в) постоянное проявление интереса к своим воспитанникам;

г) все ответы верны;

д) нет правильного ответа.

Ключи к тестам по темам курса «Теория и методика воспитания»

1.1 (а), 1.2 (г), 1.3 (б), 1.4 (а), 1.5 (б), 1.6 (г), 1.7 (б), 1.8 (б), 1.9 (в), 1.10 (в);

2.1 (б), 2.2 (г), 2.3 (г), 2.4 (в), 2.5 (б), 2.6 (а), 2.7 (г), 2.8 (а), 2.9 (а), 2.10 (г);

3.1 (б), 3.2 (г), 3.3 (г), 3.4 (д), 3.5 (б), 3.6 (а), 3.7 (г), 3.8 (г), 3.9 (б), 3.10 (а);

4.1 (в), 4.2 (б), 4.3 (г), 4.4 (б) 4.5 (а), 4.6 (б), 4.7 (в), 4.8 (б), 4.9 (в), 4.10 (г);

5.1 (б), 5.2 (а), 5.3 (б), 5.4 (г), 5.5 (в), 5.6 (б), 5.7 (б), 5.8 (а), 5.9 (б), 5.10 (а);

6.1 (в), 6.2 (б), 6.3 (б), 6.4 (б), 6.5 (а), 6.6 (б), 6.7 (в), 6.8 (а), 6.9 (а), 6.10 (а);

7.1 (а), 7.2 (г), 7.3 (г), 7.4 (а), 7.5 (в),7.6 (г), 7.7 (в), 7.8 (а), 7.9 (г), 7.10 (а);

8.1 (а), 8.2 (б), 8.3 (а), 8.4 (б), 8.5 (а),8.6 (б), 8.7 (в), 8.8 (а), 8.9 (в), 8.10 (г).

Приложение 2

САМОТЕСТИРОВАНИЕ «ПРОВЕРЬ СЕБЯ В СИТУАЦИЯХ»

Анализ и решение воспитывающих ситуаций является одним из ведущих способов формирования аналитических, конструктивных и проективных умений будущего учителя-воспитателя.

В целях эффективного решения предложенных воспитательных ситуаций предлагается определенный алгоритм их анализа.

Алгоритм анализа воспитательной ситуации:

1. Определите педагогический смысл описанной ситуации, т.е. опишите ее с точки зрения состояния участников ситуации, их взаимоотношений, жизненного опыта, взглядов, позиций.

2. Выявите педагогическую проблему (реально существующие или назревающие противоречия), возможные причины создавшегося конфликта. Сформулируйте педагогическую проблему.

3. Спроектируйте педагогические цели и задачи (планируемый результат, который хотелось бы достичь в данной ситуации).

4. Сформулируйте несколько вариантов решения ситуации.

5. Выберите и обоснуйте наиболее оптимальный способ воспитательного взаимодействия в данной ситуации.

6. Продумайте оперативную структуру действий педагога.

7. Проведите анализ предполагаемых результатов: характеристику изменений, которые должны произойти благодаря успешному решению воспитательной ситуации.

Ситуация 1. На первом же родительском собрании предвыпускного класса группа родителей потребовала от классного руководителя не загружать детей ни общественной работой, ни внеклассными мероприятиями. Десятиклассникам нужно думать лишь о поступлении в вуз! Что делать классному руководителю?

а) согласиться с родителями, действительно, от последних двух лет зависит будущее детей;

б) ограничить воспитательную работу только профориентационной деятельностью;

в) направить с этим требованием к директору. Пусть он разбирается с родителями;

г) объяснить, что выпускные классы – это не только период предпрофессионального становления, но и время, когда ярко проявляется потребность в межличностном общении и социальной значимости. И если это время будет безвозвратно упущено, то это может привести к крайнему индивидуализму, с одной стороны, и духовной черствости, с другой;

д) сослаться на Устав и Программу школы, подчеркнув, что не в компетенции классного руководителя менять задачи и установки школы.

Ситуация 2. Вечером учительница вышла во двор погулять с собакой. Навстречу ей идет, пошатываясь, ученик 10 класса. Он сильно пьян. Что делать?

а) проводить до дому и «сдать» родителям;

б) ничего не предпринимая, пройти мимо, а на следующий день посоветоваться с директором школы;

в) первый же урок в классе, где учиться мальчик, начать с описания этой ситуации (не называя фамилии ученика);

г) обсудить этот случай во всеуслышание на классном часе;

д) подойти к пьяному и «припугнуть» завтрашним разбирательством в школе;

е) подойти к пьяному школьнику и громко пристыдить.

Ситуация 3. У одного из пятиклассников родилась сестренка. Всегда веселый и активный мальчик стал замкнутым, начал подолгу задерживаться в школе и на улице. В разговоре с классным руководителем признался, что теперь он стал «ненужным и лишним в семье». Как помочь мальчику?

а) посоветовать родителям, больше уделять времени старшему ребенку;

б) посоветовать мальчику, самому откровенно поговорить с родителями;

в) организовать беседу по обмену опытом детей на тему: «Как помочь родителям, когда в доме малыши»;

г) пристыдить мальчика, говоря, что не ожидала от него такого эгоизма.

Ситуация 4 . После серии социометрических тестов и тестов-рисунков, классный руководитель окончательно убедился, что один из ее шестиклассников не вписывается в систему коллективных отношений класса. Что делать?

а) вызвать родителей и показать им результаты социометрических тестов их сына, в конце концов, это их забота;

б) не обращать внимания, наличие «изгоя» - естественное явление при таком большом количестве детей в классе;

в) поговорить с активом класса, в конце концов, это забота самого коллектива;

г) при организации воспитательной работы всегда находить для него поручения и дела, которые «высвечивали» бы этого школьника с интересной стороны;

д) поручить 2-3- шестиклассникам, чтобы они взяли на себя опеку и заботу о нем.

Ситуация 5. В седьмом классе после анонимного профориентационного анкетирования выяснилось, что треть подростков мечтает стать криминальными авторитетами. Ваши действия:

а) провести экспертизу почерков, выявить будущих «криминальных авторитетов» и сообщить их родителям о намерениях мальчиков;

б) пригласить специалистов из МВД на классный час с просьбой рассказать о реальной, а не мнимой жизни «криминальных авторитетов»;

в) на ближайшем родительском собрании сообщить родителям о планах детей с просьбой поговорить на эту тему со своими сыновьями;

г) пригласить директора школы в целях «проработки» мальчиков и их планов на будущее.

Ситуация 6. К учительнице, учившей старшего брата, попадает в класс, его младший брат. Видя, насколько младший уступает старшему, учительница постоянно их сравнивает, укоряя младшего в нерадивости. Насколько уместны такие сравнения?

А) еще как уместны, они заставят младшего задуматься и исправиться;

б) совсем неуместны, они только принижают и деморализуют младшего;

в) разговоры с младшим братом о старшем в любом случае полезны, но прямых сравнений следует избегать;

г) темы старшего брата в разговорах с младшим касаться не нужно. Пусть ребенок ощущает себя «единственным» - это повысит его ответственность и рвение в учебе.

Ситуация 7 . Проверяя сочинение отъявленного двоечника, учительница не верит своим глазам: оно написано грамотно, интересно по содержанию. Налицо подлог – двоечник так написать не мог. Как поступить?

а) поставить объективную оценку, но впредь внимательно наблюдать за двоечником, чтобы понять, что происходит;

в) такое сочинение не нужно оценивать до обстоятельного разговора с автором – если он и впрямь автор;

г) о чем же тут думать? Такому сочинению надо радоваться, и оценку за него лучше завысить, но никак не занизить, надо же поощрить двоечника!

д) прочитав такую «липу», смело ставьте двойку, не ошибетесь!

Ситуация 8. В 7 классе учится ребенок, страдающий косоглазием. Некоторые ребята обзывают и обижают его. Действия классного руководителя:

а) посоветовать ребенку, не обращать внимания на подобные выходки;

б) делать вид, что ничего не происходит, пусть сам разбирается;

в) создать ситуации проявления ребенка с интересной стороны;

г) посоветовать перевести ребенка в специальную школу.

Ситуация 9. В классе – мальчик, освобожденный от экзаменов по состоянию здоровья. Он скрывает свою болезнь, а одноклассники считают его лодырем, и говорят, что справка куплена. Как вести себя учителю?

а) при случае рассказать ребятам правду, категорически потребовав от них сохранения тайны;

б) убедить больного мальчика рассказать одноклассникам о своей болезни и тем самым успокоить их;

в) коснуться этой темы на родительском собрании и, не вдаваясь в подробности, попросить родителей повлиять на детей;

г) серьезно поговорить с ребятами, но не о самой болезни, а о факте ее существования в действительности;

д) конфиденциально поговорить с ребятами – и не только о факте существования болезни, но и о ней самой, чтобы ребята поняли всю серьезность ситуации.

Ситуация 10. Восьмиклассник отказывается заниматься на уроках литературы, не учит материал, пропускает уроки, мотивируя это тем, что он избрал себе в будущем техническую специальность, и литература ему не нужна. Что ответить?

а) «Если ты знаешь, Чехова сделала известным не медицина, а литература»;

б) «Не тебе разрешить спор физиков и лириков. То, что ты обязан заниматься литературой, - никакому обсуждению не подлежит!»;

в) «Если ты действительно хочешь поступить в технический вуз, тебе нужен высокий балл и по литературе»;

г) «Техническая специальность – это пища для ума и успешность в работе, а книга – это отдых для души и гимнастика для духа».

Ситуация 11. В письменной творческой работе старшеклассницы учительница находит какую-то нелепость или грубую ошибку (например: Рафаэло вместо Рафаэль, оскетизм вместо аскетизм). Как реагировать?

а) никак, исправить - и все;

б) исправить, а при разборе творческих работ, озвучить несколько нелепостей, не называя фамилий авторов;

в) самые «яркие» глупости едко высмеять, назвав авторов;

г) поставить две оценки: одну – за грамотность, другую – за содержание;

д) задумайтесь о причинах не только безграмотности, но и бескультурья многих ребят.

Ситуация 12. Учительница узнает, что двое ребят из ее класса состоят в профашистской молодежной организации. Что делать?

а) связаться с родителями ребят и наметить тактику совместных действий;

б) сообщить директору школы и попросить его совета в данной ситуации;

в) связаться с организацией и «припугнуть» ее лидеров;

г) обратиться в правоохранительные органы и попросить их совета и помощи;

д) провести классное собрание и обсудить этот «вопиющий факт» на собрании.

Ситуация 13. Во время контрольной учительница замечает, что две девочки общаются друг с другом. Что предпринять?

а) уверенно сказать: «Я все вижу!», - и выразительно посмотреть;

б) сухо предупредить, что обеим будет снижена оценка;

в) пересадить одну из девочек за свой стол и внимательно за ней наблюдать;

г) ничего не объясняя, отобрать обе работы и провести контрольную с каждой девочкой в отдельности;

д) ничего не предпринимать, но во время проверки контрольных внимательно проанализировать обе работы. Если они списаны, отреагировать как можно жестче, чтобы в следующий раз подобное не повторилось;

е) проверив обе работы и выявив их сходство, в конце каждой написать: «За работу – 2, за конспирацию –5».

Ситуация 14. Учительница объясняет новый материал. Вдруг один из учеников громко говорит: «Людмила Ивановна, я от ваших объяснений просто тащусь!» Что ответить?

а) незамедлительно парировать: «А я балдею от твоих комментариев!»

б) «Да, Федоров. Воистину велик и могуч русский язык, - если ты его не доконаешь»;

в) «Наверное, ты сказал что-то умное и красивое. Жаль только, что я тебя не поняла, переведи, пожалуйста»;

г) «Лучше тащи сюда дневник, получишь замечание»;

д) «На такие выпады лучше не обращать внимание».

Ситуация 15. Ученик провинился. Учитель говорит: «Давай дневник!», а мальчик отвечает «Я забыл его дома». Что делать?

а) спросить: «А голову ты дома не забыл?»

б) строго сказать: «Тогда иди домой за дневником, заодно родителей захвати. Я хочу с ними поговорить»;

в) пообещать: «Ну, что ж, вечером я позвоню твоим родителям, чтобы завтра напомнили тебе взять дневник»;

г) предупредить: «Ну, что ж, постарайся не забыть его завтра!»;

д) попросить: «Покажи-ка свой портфель, что-то я сомневаюсь, что это правда»;

е) сухо сказать: «Раз дневника нет, идем к директору».

Ситуация 16. На классном часу один из семиклассников заявляет классному руководителю: «Мария Ивановна, а почему 7 А класс все время ходит то на экскурсии, то на ипподром, то в походы? А мы все беседуем, беседуем, беседуем …». Что ответить?

а) «Ходите, кто вам запрещает?»;

б) «Сравнили себя с 7 А классом?! Да с вами ни один учитель не рискнет пойти в поход!»;

в) «Все зависит от вас. Предлагайте! Я с удовольствием поддержу!»;

г) «Сначала двойки исправь, а потом в поход собирайся!».

Ситуация 17. На уроке девочка напоминает учительнице: «Ольга Петровна, на прошлом уроке вы обещали, что расскажете нам…» Учительница совсем забыла о своем обещании и выполнить его не готова. Как быть?

а) уверенно сказать: «Конечно, конечно, только сегодня у нас не хватит времени. Давайте в следующий раз!»;

б) решительно заявить: «Давайте поговорим об этом после контрольной работы, тогда у нас и времени будет больше»;

в) сказать недоуменно: «Ну, сегодня вы не настолько хорошо работали на уроке, чтобы я вам делала такие подарки!»;

г) удивиться: «Что-то не помню, чтобы я вам давала такое обещание, но раз вам это интересно, так и быть, в следующий раз поговорим»;

д) честно признаться, что забыли о своем обещании, извиниться и сказать, что в следующий раз обязательно его выполните.

Ситуация 18. После сделанного классным руководителем замечания подросток вышел из класса, демонстративно хлопнув дверью. Как быть?

а) промолчать, но при случае напомнить мальчику о его неучтивости и вашей возможности «вернуть долг»;

в) на следующий день спокойно побеседовать с мальчиком, «пристыдив» его исключительно примером собственной выдержки и достоинства;

г) сделать вид, что ничего особенного не произошло;

д) подождать родительского собрания, чтобы высказать родителям претензии по поводу воспитания сына;

е) сдержаться, но при случае рассказать ребятам библейскую легенду о Хаме и происхождении термина «хамство». Может это заставит их задуматься.

Ситуация 19. У одной из учениц пропала собака. Девочка пришла в школу печальная, удрученная, ей совсем не до учебы. Как помочь девочке?

а) успокоить и посоветовать сделать объявление о пропаже собаки и по радио или телевидению;

б) по возможности вовлечь в поиски одноклассников – только тогда это может увенчаться успехом;

в) обязать каждого из одноклассников написать хотя бы одно объявление о пропаже собаки. Все объявления расклеить на улице;

г) успокоить девочку: если собака не найдется, можно взять нового щенка;

д) разрешить девочке несколько дней не приходить в школу, чтобы все свое время посвятить поискам собаки;

е) строго напомнить девочке, что собака – собакой, а учеба – учебой.

Ситуация 20. Одна из учениц пришла в школу печальная, вся - в черном. Как поступить?

а) тихо и спокойно спросить у девочки, что случилось;

б) осторожно расспросить одноклассников о причине траура;

в) позвонить в тот же вечер родителям и узнать, что произошло;

г) уединиться с девочкой на перемене и расспросить, что случилось и чем ей можно помочь;

д) оставить девочку в покое и в этот день к доске не вызывать.

Ситуация 21. Учителя школы готовятся к забастовке в связи с невыплатой зарплаты за несколько месяцев. Учащиеся в курсе этого и активно предлагают присоединиться к бастующим учителям. Что делать?

а) разрешить ребятам присоединиться к забастовке – это будет впечатляюще!

б) запретить ребятам присоединиться к забастовке – только этого не хватало!

в) посоветовать ребятам самостоятельно организовать забастовку в поддержку учителей;

г) при таком накале страстей с забастовкой лучше повременить и провести ее, когда страсти немного утихнут.

д) объяснить ребятам, что это забастовка учителей, у нее – свои причины, и необходимости в «помощи» учащихся нет;

е) разрешить ребятам присоединиться к забастовке и оказать помощь.

Ситуация 22. В классе - мальчик из семьи «новых русских», ученик ленивый и безответственный. Несколько лет он проучился в частной школе, а в 9 классе родители перевели его в государственную школу в целях лучшей подготовки к поступлению в вуз. После окончания 9 класса в его аттестате одни лишь тройки, да и те «натянутые». Увидев свой аттестат, мальчик спрашивает учительницу: «А почему у меня все тройки? Я думал, будут все пятерки». Что ответить?

а) «Это тебе не частная школа – здесь нужно трудиться»;

в) «Твою шутку я оценила, но хороший аттестат нужно заработать»;

г) «Саша, твои тройки уже завышены»;

д) «О чем ты? Скажи спасибо, что двоек нет».

Ситуация 23. В городскую школу приехал семиклассник из села. Его внешний вид, манера говорить и общаться вызывали у детей открытые насмешки. Ваша позиция:

а) попросить одного из учеников поговорить с ним о манерах, нормах, ценностях городских сверстников;

б) самой поговорить с ним о том, как вести себя, чтобы понравиться одноклассникам;

в) организовать такое дело, которое позволило бы подростку проявить себя с интересной стороны;

г) делать вид, что ничего не происходит, пусть сам разбирается.

Ситуация 24. Идет субботник, дети убирают территорию вокруг школы. Вдруг один мальчик спрашивает: «Надежда Петровна, а сколько заплатит нам школа за работу?» Учительница удивлена: о какой плате может идти речь? Мальчик настаивает: «Но ведь любой труд должен оплачиваться!» К юному «коммерсанту» быстро присоединяются единомышленники. Как разрядить обстановку?

а) спокойно объяснить, что школа – не коммерческая организация и оплачивать разовые мероприятия не должна;

б) спокойно объяснить: «Твой вопрос уместен в частной школе, но не в государственной»;

в) весело спросить: «Ты же не платишь за то, что тебя учат, почему же ты не хочешь хоть что-нибудь сделать для школы?»;

г) строго спросить: «Может тебе платить за учебу в школе – это ведь тоже чей-то труд?»;

д) в этой ситуации лучше всего отделаться шуткой: «Тебе - в какой валюте?»

Ключ к тестам «Проверь себя в ситуациях»

Ситуации: 1 (г), 2 (а), 3 (в), 4 (г), 5 (б), 6 (в), 7 (а), 8, (в), 9 (г), 10 (в), 11 (г), 12 (а), 13 (а), 14 (в), 15 (г), 16 (в), 17 (д), 18 (в, е), 19 (а), 20 (а), 21 (д), 22 (б, в), 23 (в), 24 (а, в).

МЕТОД

МЕТОД (греч. methodos - путь к чему-либо, прослеживание, исследование) - способ достижения цели, совокупность приемов и операций теоретического или практического освоения действительности, а также человеческой деятельности, организованной определенным образом. М. в науке - это также и заданный сопряженной гипотезой путь ученого к постижению предмета изучения. В границах античной философии было впервые обращено внимание на взаимосвязь результата и М. познания. Систематическое исследование М. связано с генезисом экспериментальной науки. Поиски универсального М., приложимого к любым ипостасям действительности (идеал «методологического монизма»), не увенчались успехом. М. общенаучного характера принято считать индукцию и дедукцию, анализ и синтез, аналогию, обобщение, идеализацию, типологизацию, сравнение и др. Философские М. в науке, как правило, опосредуются другими, более приватными, тем не менее именно они (не всегда явно осознаваемые учеными) задают общую направленность исследования, принципы подхода к изучаемому объекту, характер интерпретации полученных результатов. М. складываются в ходе рефлексии над объектной (предметной) теорией в некоторой метатеоретической области внутри определенных парадигматических ориентации и закрепляются в принципах, нормах и методиках исследования, реализуются через навыки, умения и т.д. конкретных исследователей и обеспечиваются соответствующими инструментальными средствами. Предметное развертывание М. осуществляется в процедуре, доводящей действие факторов, синтезированных в М., до отдельных операций. Следование М. обеспечивает регуляцию и контроль в исследовательской (как и любой иной) деятельности, задает ее логику.


Новейший философский словарь. - Минск: Книжный Дом . А. А. Грицанов . 1999 .

Синонимы :

Смотреть что такое "МЕТОД" в других словарях:

    метод - метод: Метод косвенного измерения влажности веществ, основанный на зависимости диэлектрической проницаемости этих веществ от их влажности. Источник: РМГ 75 2004: Государственная система обеспечения еди … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    - (от греч. methodos путь, способ исследования, обучения, изложения) совокупность приемов и операций познания и практической деятельности; способ достижения определенных результатов в познании и практике. Применение того или иного М. определяется… … Философская энциклопедия

    См. метода. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. МЕТОД ИЛИ МЕТОДА известный порядок или план, необходимый для достижения определенной цели. Научные м ды совокупность приемов и правил, соблюдение коих… … Словарь иностранных слов русского языка

    Толковый словарь Ушакова

    МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь. «…метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и… … Толковый словарь Ушакова

    МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь. «…метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и… … Толковый словарь Ушакова

    МЕТОД, метода, муж. (греч. methodos). Путь, способ, прием теоретического исследования или практического осуществления чего нибудь. «…метод Ленина является не только восстановлением, но и конкретизацией и дальнейшим развитием критического и… … Толковый словарь Ушакова

    Метод - Метод ♦ Méthode Совокупность правил и принципов, рационально орга низованная с целью достижения определенного результата. В философии мне неизвестен ни один действительно убедительный метод, если не считать собственно движения мысли, не… … Философский словарь Спонвиля

    Методика, способ, средство, схема, технология; манера, прием, путь, рецепт, отсадка, метода, манер, лучизм, декрипитация Словарь русских синонимов. метод см. способ Словарь синонимов русского языка. Практический справочник. М.: Русский язык. З. Е … Словарь синонимов

    метод - а, м., МЕТОДА ы, ж. méthode f., нем. Methode <, лат. methodus <гр. methodos путь вслед за чем н.1. устар. Метода. Определенный порядок в расположении частей чего л. и в действиях; система. БАС 1. В дуэлях классик и педант, Любил методу он… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    метод ER - метод остаточного денежного потока Метод оценки инвестиционного проекта, при котором требуемый уровень доходности определяется для остаточного денежного потока (т.е. только для собственного капитала в отличие от метода WACC). .


д)

искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния .

е)

культурное понятие, связанное с мышлением и деятельностью человека .

ж)

интеллектуальная переработка технически значимых качеств и способностей .

з)

совокупность знаний о методах осуществления каких-либо процессов .

и)

организованное, целенаправленное, преднамеренное педагогическое влияние и воздействие на учебный процесс .

к)

содержательная техника реализации учебного процесса .

л)

средство гарантированного достижения целей обучения .

м)

описание процесса достижения планируемых результатов обучения .

н)

проект определенной педагогической системы, реализуемой на практике .

Продолжение таблицы


п)

минимум педагогических экспромтов в практическом преподавании .

Дословно слово «метод» происходит от греческого «methodos » и буквально переводится как «путь к чему-либо ». Философский словарь определяет метод так: «… в самом общем значении  это способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность» .

Как видно из этого определения оно состоит из двух частей. Первая его часть трактует метод, аналогично рассмотренным выше определениям, как способ деятельности в интересах достижения цели. Вторая же его часть определяет метод как упорядоченную определенным образом деятельность. Проанализируем обе эти части.

Из первой части следует, что метод  это способ. В свою очередь ранее было определено, что способ  это система действий, а действие всегда являлось элементом деятельности. Таким образом, метод  это деятельность по достижению определенной цели. Однако, как было показано выше, способ тоже определяется как «действие или система действий, применяемых при исполнении какой-нибудь работы, при осуществлении чего-нибудь». Соответственно, любая работа имеет определенную цель и осуществляется ради этой цели. Отсюда можно сделать только один вывод: существующие определения понятий «способ» и «метод» практически не отличаются друг от друга, и не позволяют понять различия между ними.

В полной степени можно данный вывод отнести и к понятиям «методика» и «технология». Все это порождает насущную необходимость в определении понятий: «способ», «метод», «методика» и «технология».

Не претендуя на каноничность, предложим следующие их определения и соотношение, сопроводив данный процесс необходимыми пояснениями.

Способ деятельности  это совокупность средств , методов и форм деятельности, необходимых для заданного изменения исходного состояния объекта деятельности (предмета труда).

Графически это можно изобразить так.

Соответственно, в отношении обучения и воспитания данное представление можно конкретизировать следующим образом.

Средства деятельности  это совокупность материальных и идеальных объектов, а также функциональных органов человека, при помощи которых производят изменение состояния, свойств и формы сырья, материала или полуфабриката в процессе деятельности.

Метод  это определенная логическая последовательность действий, осуществляемых в интересах достижения поставленной цели деятельности.

При этом в данном определении учитывается значение греческого слова «methodos » и буквальный его перевод: «путь к чему-либо ». Соответственно путь предполагает какую-то последовательность шагов, этапов, которые нужно сделать и преодолеть, чтобы достичь его конца, являющегося конечной целью путешествия по этому пути. Поэтому в данном контексте понятие «метод» и было определено как логическая последовательность действий, приводящая к достижению поставленной цели. Можно также сказать, что метод - это совокупность действий, взятых в их и логической последовательности, которая приводит к достижению заданной цели деятельности. Однако, и в том и в другом случае путь не тождественен средствам и формам его прохождения, то есть понятие «способ» не тождественно понятию «метод».

Форма деятельности определяет характер связи между компонентами процесса деятельности.

Например, в способе обработки металла, называемом «опиливание», можно выделить такие компоненты: средство деятельности  напильник определенной формы и назначения; метод деятельности  возвратно-поступательные движения, осуществляемые напильником в определенной плоскости; форма деятельности  индивидуальная ручная обработка металла.

Из сказанного выше можно сделать вывод о том, что при важности и неотъемлемости средств и форм деятельности в структуре определенного способа, основу его все же составляет метод деятельности, так как именно в нем осуществляются действия, необходимые для достижения цели деятельности, а вся совокупность действий, являющихся, фактически, самой деятельностью, и образует суть метода.

На этом основании можно заключить, что методикой деятельности можно назвать совокупность методов и адекватных им средств, а также форм определенной деятельности или же  совокупность способов данной деятельности .

Применительно к сфере обучения методика учебного предмета, например, определяет «задачи изучения данного предмета и его содержание», а также «выработку в соответствие с задачами и содержанием обучения методов, методических средств и организационных форм обучения» . Исходя из данного определения, можно констатировать, что средства и формы деятельности всегда неразрывно связаны с методами деятельности и должны быть адекватны им. Абстрагируясь от определения методики как науки, которая исследует закономерности деятельности (в нашем случае обучения), или же, как науки о методах деятельности, определим ее следующим образом.

Методика деятельности  это совокупность методов определенной деятельности с адекватными им средствами и формами.

В разработке любой методики можно вычленить определенную логическую последовательность действий. В обобщенном виде такая последовательность будет выглядеть так, как это представлено на рисунке.

Такая деятельность в сфере производства, например, предполагает: обработку, изготовление, изменение состояния, свойств, формы объекта (предмета) деятельности. В то же время, поскольку в определении методики присутствуют, помимо методов, также средства и формы деятельности, то можно говорить, фактически, не о совокупности методов, а и о совокупности способов определенной деятельности.

Почему же термин «методика» происходит от слова «метод», а не «способ»?

Во-первых, если совокупность методов  это методика, то, следуя законам логики, совокупность способов  это, соответственно, «способика », а такого слова в русском, украинском и других славянских языках нет. Поэтому совокупность способов все равно названа методикой.

Во-вторых, как было сказано выше, основу способа деятельности все же составляет именно метод деятельности.

Однако, исходя из анализа определений понятия «технология», приведенных в таблице, которые, также как и методику, трактуют технологию как совокупность методов определенной деятельности (обработки), неясно, чем же методика отличается от технологии. Постараемся разобраться и в этой терминологической проблеме.

Во-первых, в общих определениях технологии указывается на то, что данная деятельность осуществляется «в процессе производства». При этом следует отметить, что речь идет о производстве материальном, где осуществляется «обработка, изготовление, изменение состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката».

Во-вторых, понятие «методика» употребляется большей частью в отношении обучения и воспитания (как, например, у С.И. Ожегова в ), то есть в гуманитарной сфере, или же сфере, которую условно можно назвать сферой духовного производства.

Чем же отличаются две эти два понятия, характеризующие человеческую деятельность?

В сфере материального производства, в силу развития науки, техники и технологии, человечеству удалось добиться получения гарантированных по качеству и количеству результатов деятельности.

Подобные успехи в сфере духовного производства, в частности обучения и воспитания, стали возможными только после достижения техникой и технологиями определенного уровня развития. К ним можно отнести создание адаптивных обучающих систем, использование в целях обучения мультимедийных средств, в том числе, например, дистанционного обучения, применение которых стало возможным благодаря интенсивному развитию компьютерной техники. Иными словами можно констатировать, что получение гарантированного по качеству и количеству результата в сфере духовного производства стало возможным только благодаря успехам в развитии сферы производства материального, а точнее благодаря применению новых, обусловленных развитием техники и технологии, средств духовного производства. Такими средствами в обучении, например, стали: компьютеры с соответствующим программным обеспечением в виде обучающих и контролирующих программ; использование международной информационной сети Internet, в том числе и в системе дистанционного обучения; различного рода современная проекционная техника с использованием жидких кристаллов, технически сложные тренажерные системы и т. д., заканчивая использованием лазерных указок.

Именно желание получить гарантированный по качеству и количеству результат деятельности в сфере духовного производства породило необходимость применения таких методик, которые, по аналогии со сферой материального производства, позволяли бы его получать. Они, соответственно, получили название технологий в гуманитарной сфере вообще и технологий обучения и воспитания (педагогических технологий)  в сфере образования в частности.

С учетом приведенных выше рассуждений можно предложить следующее определение общее технологии.

Технология  система способов (методов, средств и форм) деятельности, обеспечивающая получение гарантированного по качеству и количеству конечного ее результата.

На данном этапе рассуждений в отношении технологии образовательной (педагогической ) можно заключить следующее.

1. Технология в сфере образования  это методика, гарантирующая высокий по качеству и количеству конечный результат.

2. Получение высокого по качеству и количеству результата при использовании образовательных технологий не зависит от субъекта и объекта обучения и воспитания. В то же время методика всегда должна учитывать их индивидуальные психофизиологические особенности, базируется на интуиции педагога, то есть является авторским способом деятельности или же своего рода авторской технологией.

3. Технология в образовании  это доведенная до совершенства методика, в которой за счет использования особой комбинации средств, методов и форм обучения и воспитания нивелируются индивидуальные психофизиологические особенности, препятствующие получению гарантированного результата. В данной связи необходимо заметить, что эта «особая комбинация» есть не что иное, как система деятельности со всеми присущими системе свойствами: постоянной ориентированность на достижение цели, высокой помехозащищенностью и др. Именно эти свойства, характерные для любых систем, обеспечивают гарантированность результата деятельности.

4. В основе любой технологии всегда лежит определенная методика и, наоборот, в основе любой методики лежит та или иная технология, адаптированная к личности педагога и учащихся. В данном соотношении методика больше является искусством, а технология  наукой. О данном феномене В.П. Беспалько в эпиграфе к первой главе своей известнейшей монографии «Слагаемые педагогической технологии» писал так: «Любая деятельность может быть либо технологией, либо искусством. Искусство основано на интуиции, технология  на науке. С искусства все начинается, технологией  заканчивается, чтобы затем все началось сначала» .

Подводя общий итог нашим рассуждениям, можно так определить соотношение этих понятий.

^ Метод деятельности является составной частью, элементом способа деятельности. В свою очередь, совокупность способов деятельности составляет методику деятельности. Методику же, дающую гарантированный результат вне зависимости от личностных качеств субъекта и объекта деятельности, можно считать технологией .

Всю эту логическую цепочку, адаптировав ее к сфере образования, можно использовать для характеристики элементов педагогического процесса.

Литература


1.
^
Словарь иностранных слов.  7-е изд., перераб.  М.: Русский язык, 1979.  624 с.

2.

Гончаренко С.У. Український педагогічний словник. – Київ: Либідь, 1997. – 376 с.

3.

Тофтул М.Г. Логіка. Посібник для студентів вищих навчальних закладів. - К., 1999. - 336 с.

4.

Ожегов С. И. Словарь русского языка / Под ред. д-ра филолог. наук, проф. Н. Ю. Шведовой. - 10-е изд., стереотип. - М.: «Сов. Энциклопедия», 1975. - 846 с.

5.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.1. - 1991. - 863 с.

6.

Большой энциклопедический словарь: В 2-х т. / Гл. Ред. А.М. Прохоров. - Сов. Энциклопедия, 1991. Т.2. - 1991. - 768 с.

7.

Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. - М.: Ассоциация «Профессиональное образование» 1997. - 512 с.

8.

Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М.: Политиздат, 1987. - 590 с.

9.

Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. - М.: Педагогика, 1989 - 192 с.

Васильев И.Б.

Метод, способ, методика, технология как педагогические понятия

Сделана попытка уточнения существующего понятийного аппарата педагогики с позиций представления об организованной терминологической системе. Представлена авторская трактовка таких понятий как «метод», «способ», «методика» и «технология» с адаптацией их к сфере образования. Определены их соотношение и взаимосвязь.

Васильєв I.Б.

Метод, спосіб, методика, технологія як педагогічні поняття

Зроблено спробу уточнення існуючого понятійного апарата педагогіки з позицій представлення про організовану термінологічну систему. Представлено авторське трактування таких понять як «метод», «спосіб», «методика» і «технологія» з адаптацією їх до сфери освіти. Визначено їхнє співвідношення та взаємозв"язок.

I.B. Vasilyev

Method, Process, Technique, Technology as Pedagogical Concepts

In attempt has been made to specie by the existing conceptual apparatus of pedagogies from the point of view of an organized terminological system. The author"s treatment of such concepts as "method", "process", "technique" and "technology" with their adaptation to the sphere of education is submitted. Their ratio and interrelation are determined.

 


Читайте:



Международный кембриджский экзамен BEC — для бизнеса и делового общения

Международный кембриджский экзамен BEC — для бизнеса и делового общения

BEC (Business English Certificate) – один из Кембриджских экзаменов, сертификат которого подтверждает вашу языковую компетенцию в сфере...

Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жестко

Эдуард Сагалаев: «Всегда был тот, кто за телевидением присматривал, а иногда — достаточно жестко

Один из отцов-основателей независимого телевидения в России Эдуард Сагалаев руководил Молодежной редакцией Центрального телевидения, был и...

Реестр проверок юридических лиц на год

Реестр проверок юридических лиц на год

Включена ли организация или ИП в план проверок того или иного ведомства в 2018 году? Как это проверить? Обобщены ли эти планы на сайте Генеральной...

Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом

Этапы и техника кожной пластики расщепленным трансплантатом

2358 0 (1) они могут быть целесообразны при закрытии мягкотканных дефектов, если жизнеспособность прилежащих тканей сомнительна, и (2) они могут...

feed-image RSS